Не ждать, а готовиться. Каким должен быть международный трибунал по Украине и кого именно будут судить

Российская агрессия против Украины, которая началась в 2014 году с оккупации Крыма и нападения на Донбасс и продолжилась вторжением с территории России и Беларуси в 2022 году, подорвала основы современного миропорядка, основанного на уважении международного права, принципе нерушимости границ и запрете применения силы или угрозы силой в международных отношениях. С учетом как самой агрессии, так и порождаемых ею многочисленных преступлений, кажется очевидным, что виновные, включая высшее военно-политическое руководство России, должны предстать перед международным правосудием. Но по каким законам должен проходить такой трибунал, где он должен состояться и кто именно должен предстать перед судом — ответы на эти вопросы не столь очевидны.
Гаага бессильна
Главным инструментом в таких случаях обычно называют Международный уголовный суд в Гааге. Действительно, МУС может рассматривать все виды международных преступлений — их четыре:
- военные преступления;
- преступления против человечности;
- геноцид;
- преступления агрессии (преступления против мира).
Украина не участник МУС, но, согласно Статуту МУС, в 2015 году страна признала его юрисдикцию, поэтому российские военные преступления, преступления против человечности и геноцид на территории Украины подлежат юрисдикции МУС, а его судебные следователи уже работают над документированием и сбором доказательств в том числе и на территории Украины, хотя Россия тоже не является участником МУС. Но МУС не может осудить российское руководство за преступление агрессии. Поправки, вступившие в силу в 2012 году, ограничивают преследование за преступление агрессии только государствами — членами МУС. Теоретически дело может быть передано МУС Советом Безопасности ООН, но, учитывая право вето РФ, это нереализуемо.
МУС не подменяет национальные суды, а рассматривает дела, только если государство не желает или не способно вести расследование и добиться уголовного преследования международных преступников должным образом. Россия — именно такая страна. В правовом же государстве процедура основана на том, что оно само должно наказывать своих преступников. Например, когда стало известно о пытках и издевательствах над заключенными тюрьмы Абу-Грейб в Ираке группой американских солдат, именно по решению американских судов 12 военнослужащих Вооруженных сил США были признаны виновными и получили тюремные сроки — во вмешательстве Международного уголовного суда не было необходимости.