Природа войны. Как экологию в России принесли в жертву военной экономике

Эксперты считают, что кризис и катастрофа в экологии уже происходят. «Мы не видим ее, как обрушение дома, но люди постоянно погибают <из-за экологических проблем — The Insider>. В России, например, можно назвать катастрофой и мусорную проблему. На Шиесе катастрофа не случилась, но люди вполне себе нормально ощущают угрозу», — подчеркивает Яблоков.
Проблемы, связанные с изменением климата, уже сейчас испытывают те, кто живет ближе всего к земле и взаимодействует с природой, те, кто занимается сельским хозяйством, продолжает Серветник.
В прошлом году ЕСПЧ получил климатический иск к России от группы активистов, которые требуют пересмотреть планы по количеству выбросов парниковых газов. Среди тех, кто подавал иск, например, есть представители коренных народов, которые говорят, что они уже страдают от последствий изменения климата на севере.
Запрет экологических организаций в России
В 2023 году Россия впервые с 2009 года не участвовала в ежегодной международной экологической акции «Час Земли». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков объяснил это решение тем, что организатор акции — Всемирный фонд дикой природы (WWF) — был признан в России «иностранным агентом».
Вскоре Генпрокуратура признала WWF и Greenpeace «нежелательными» организациями. Такой же статус получила норвежская Bellona. Гонениям подверглись и другие экологические объединения: в реестр «иноагентов» попали организация «Экологическая вахта Сахалина», «Центр сохранения и изучения лососевых видов рыб и мест их обитания», организация «Друзья Балтики».
Российские власти используют закон об «иноагентах» для того, чтобы избавиться или как минимум ограничить деятельность организаций, которые выступают против одобренных государством проектов развития, выражают обеспокоенность по поводу государственной политики в сфере экологии и обращаются к властям с петициями об освобождении заключенных активистов-экологов, предупреждала Human Rights Watch еще в 2017 году.
«Министерство юстиции использовало реестр “иностранных агентов“, чтобы заставить замолчать некоторые из наиболее эффективных, строгих и преданных делу экологических групп страны», — заявлял директор по вопросам окружающей среды Human Rights Watch Ричард Пирсхаус. Он отметил, что эти экологические организации провели разнообразную работу по защите права на здоровую окружающую среду в стране. В том числе оценивали воздействие новых проектов на окружающую среду, повышали осведомленность общества об экологических проблемах, проводили кампании против коррупции в сфере окружающей среды, а также предоставляли юридические консультации людям, пострадавшим в результате промышленных и ядерных аварий.
Greenpeace, комментируя свою «нежелательность» в России, напомнил о некоторых проектах, которые реализовал за 30 лет работы в стране. Так, в 1995 году Девственные леса Коми стали первым объектом в России, попавшим под охрану ЮНЕСКО, и получили статус объекта Всемирного наследия. Российское отделение Greenpeace также пресекло более 10 попыток начать добычу золота на этой территории.
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО за время работы Greenpeace внесли и другие объекты на территории России (всего их более 30). Среди них, например, вулканы Камчатки и озеро Байкал, которое организация защищает от браконьеров, вырубки лесов и загрязнений (Greenpeace выступал против вредных производств, которые сливали отходы в озеро, и против прокладки нефтепровода на расстоянии менее километра от Байкала). Кроме того, организация выявляла разливы нефти на территории страны. В том числе оценивала ущерб после аварии на предприятии «Норникеля» в 2020 году.