На Павла Суляндзигу составили протокол об участии в «нежелательной» организации. Он занимается защитой прав коренных народов России

25 января 2024 года DOXA признали «нежелательной организацией».
Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Во Владивостоке 12 марта в суд поступил протокол на Павла Суляндзигу, защитника прав коренных народов и деколониального активиста, обратила внимание «Медиазона». Его обвиняют в участии в деятельности «нежелательной» организации, при этом о какой именно организации идет речь, неизвестно. Самому Суляндзиге не было известно о новом преследовании, рассказал он DOXA.
Павел Суляндзига — правозащитник, основатель и президент Фонда развития и солидарности коренных народов «Батани». В 2017 году он покинул Россию после угроз от сотрудни:ц ФСБ. В июле 2023 года Минюст внес его в реестр «иноагенто:к». Также Суляндзига рассказал нам, что в ноябре 2023 года против него возбудили уголовное дело о дискредитации армии.
Суляндзига дал комментарий DOXA о давлении на деколониальных активисто:к и предаставитель:ниц коренных народов, их сопротивлении, а также о том, чем читатель:ницы могут им помочь.

Президент Фонда развития и солидарности коренных народов «Батани»
Павел Суляндзига
Можете ли вы предположить, в связи с какой организацией вам вменили эту статью?
Так как у меня достаточно широкий спектр общения, у меня вообще нет никаких даже предположений. Я даже не знаю, кого внесли в этот список нежелательных организаций. Я просто могу вам перечислять, но это будет очень долго, и, наверное, среди них есть кто-то, кого внесли. Я не могу сказать, что я с ними [организациями] сотрудничаю, просто общаюсь.
Планируете ли вы как-то реагировать на это дело?
Я для себя уже давно принял решение не реагировать на то, что делает эта власть, если так ее можно назвать. И поэтому я практически никак не отреагировал, когда они меня обозвали иностранным агентом. Даже когда они возбудили против меня уголовное дело в ноябре 2023 года, я никак не стал реагировать. Я считаю, что абсолютно все, что они делают, не стоит моего внимания.
Единственное, конечно, я все-таки пытаюсь отслеживать [репрессии против себя], потому что это все связано, в том числе и с безопасностью людей, с которыми я общаюсь в России.
Как вы оцениваете сейчас риски для деколониальных активисто:к, которые остаются в России?
Конечно, это очень опасно, тем более для активистов. Сейчас опасно даже просто родственникам, которые вообще не занимаются политикой — их берут в заложники. Например, как в случае с братом Руслана Габбасова. Активистам, конечно же, опасно, а тем, кто находится в России — я бы даже сказал, смертельно опасно. Обычным нормальным честным людям опасно жить в таких режимах, что уж говорить об активистах.
Опасаетесь ли вы давления на своих близких?
Да, конечно. К сожалению, ситуация в России уже вышла за все мыслимые и немыслимые границы. У этого режима абсолютно нет никакого предела, нет дна.
И при этом я очень поражаюсь — в хорошем смысле слова — людям, которые остаются в России и пытаются выражать свою позицию. Я получаю очень много разных сообщений [от коренных людей в России]. С одной стороны, это радует, а с другой — есть тревога за этих людей. Они мне пишут о том, что творится в России, что творят чиновники, власти с их общинами, с людьми. Я им говорю, что это опасно для них, а они отвечают: «А куда нам дальше отступать? Мы же не выступаем против власти, не призываем к чему-то, мы просто пишем про то, что они творят, и уже молчать устали».
Они уезжать не собираются. Там есть люди, против которых возбуждали дела. Я знаю, некоторым предлагали уехать, но они не уехали. Они сказали: «Куда нам, аборигенам, уезжать?». Я занимался много профессионально международными вопросами, много путешествовал, у меня как-то еще было понимание жизни за границей. А многие же наши коренные — обычные россияне, для них заграница — это совсем чужое. Они не хотят уезжать в другие регионы, не то что за границу.
Что могли бы сделать наши читатель:ницы, чтобы поддержать коренных активисто:к и деколониальное движение?
По моему мнению, базой нынешнего режима являются ложь и очень опасные лживые мифы. Они приводят к страшным последствиям. И одним из таких лживых мифов является вопрос колонизации и деколонизации.
Я был удивлен, что многие представители российской оппозиции, люди с блестящим образованием и огромным опытом, в этих вопросах рассуждали, как обыватели. Они мне говорят, что эта тема неактуальна: это далекое прошлое, давай не будем копать, давай лучше начнем развенчивать мифы сталинских репрессий. Конечно, о сталинских репрессиях очень важно и необходимо говорить, но я считаю, что будет очень большой ошибкой замалчивание мифа о колонизации, потому что миф о богоизбранности русского народа, об особом пути России — он берет истоки в том числе из колонизации Сибири.
Путинский режим и его пропагандисты, а также пропагандисты советских времен все время твердят, что это англосаксы уничтожали коренные народы в Америке, что является правдой. Но при этом дальше они говорят, что, когда мы, русские люди, пришли в Сибирь, все было добровольно, было все хорошо. Мы принесли только благо этим народам, вытащили их из первобытно-общинного строя и так далее. И здесь складывается миф, что русский народ особый, богом избранный, он не делает никаких ошибок. И все, что он делает, всегда хорошо. И даже если мы сейчас убиваем в Украине, то это тоже хорошо. Потому что мы же не совершаем ничего никогда плохого и не совершали.
Я думаю, что даже многие ваши читатели не знают настоящей истории, что происходило: что колонизация Сибири шла с войнами, убийствами, что тот же Хабаров, которому стоит памятник, в честь которого назван город Хабаровск, — это убийца, что про него еще его современники писали, что это страшный человек, он огнем и мечом сжигал на Амуре все, что ему попадалось.
Это тяжело осознавать, наверное, особенно представителям русского народа. Но это очень важно для нашего общего общероссийского исцеления. Если мы хотим на самом деле, чтобы Россия встала на нормальный путь развития, мы должны избавляться от этих мифов. По моему мнению, то, что Россия напала на Украину, — это в том числе одно из продолжений этого мифа — «мы пришли освобождать украинцев». Многие люди так считают, что эти американцы или англосаксы захватили, а мы пришли с миссией освобождать.
Я думаю, что это очень важно, чтобы ваши читатели изучали историю нашей страны, знали ее трагические страницы. Экономику можно поменять быстро, еще что-то можно поменять быстро. А вот менять менталитет народов, взгляды людей — это же очень тяжело.
Здесь очень важно сказать, что вопрос о деколонизации — это не вопрос о предъявлении счетов и мести русскому народу или еще кому-то. Речь ни в коем случае не может и не должна идти об этом. Речь о том, что эти мифы, которые влияют на принятие решений, причем трагических решений для нашей страны, их необходимо развенчивать, говорить о них правду. Потому что нам вместе жить в нашей стране.