Дата
Автор
Марк Елесар
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бензопилой по экономике. Первые 100 дней правления эксцентричного президента Аргентины Хавьера Милея


О новом президенте Аргентины Хавьере Милее в мире широко известны две вещи: у него странная прическа, и он называет себя «философским анархо-капиталистом», но на практике вынужден придерживаться минархизма, то есть считает, что правительство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь общества и его полномочия должны быть сведены к минимуму.

До прихода к власти Милей был либертарианским активистом, наряжался в причудливые костюмы и критиковал политическую элиту. У него нет реального опыта управления, кроме работы депутатом в парламенте, на заседаниях которого он, впрочем, почти не появлялся.

Милей брал бензопилу на митинги и предвыборные кампании как символ того, что он сделает с правительством Аргентины, если станет президентом. Бензопила заработала: в первую же неделю в офисе новый лидер упразднил 9 из 18 правительственных министерств, уволил более 5 тысяч госслужащих, пообещал приватизировать государственные компании. Это, как говорят он и его сторонники, снизит неприемлемый дефицит госбюджета, что, по идее, привлечет больше иностранных инвестиций и порадует Международный валютный фонд (МВФ), у которого страна перманентно просит денег.

Судя по всему, попытки сработали: в конце января Исполнительный совет МВФ одобрил выделение Милею и его команде $4,7 млрд, чтобы «поддержать решительные политические усилия по восстановлению макроэкономической стабильности».

Также Милей удивил мир, добившись в январе первого за 12 лет профицита бюджета — в $589 млн. Секрет в экономии: он сократил выплаты провинциям, приостановил субсидии, отменил индексацию пенсий и пособий. Это привело к другому рекорду: невиданному за 20 лет уровню бедности, который в январе взлетел до 57,4%. То есть около 27 млн человек в Аргентине живут в бедности, а 15% из них — в нищете, им не хватает даже на полноценное питание. Милея это, видимо, не смущает. Экономические планы и дальше, как он сам заявляет, будут крайне болезненными для простых аргентинцев в краткосрочной перспективе.

Инфляция замедлилась с 25,5% в декабре до 13,2% в феврале. «В конце туннеля есть свет», — уверенно констатировал Милей, пообещав, что она продолжит снижаться. При этом экономическая активность падает: промышленное производство в январе сократилось более чем на 12% в годовом исчислении.

В недавнем интервью Милей заявил, что любой ценой добьется одобрения чрезвычайного президентского указа более чем о 300 реформах в экономике и воплотит в жизнь все предвыборные обещания, несмотря на серьезное сопротивление оппозиционных партий в парламенте. Почему он решил прибегнуть к таким радикальным мерам и насколько они обоснованы?

Тяжелое наследство: рост цен и нестабильность

Одна из десяти богатейших стран мира в начале ХХ века растеряла свои преимущества, стала жертвой гиперинфляции и в итоге превратилась в самую крупную заемщицу МВФ. МВФ часто критикуют за большое количество условий, которые необходимо выполнить, чтобы получить кредит. Но в случае с Аргентиной кредиторов, наоборот, обвиняют в том, что их политика недостаточно жесткая.