Фигуранта «тюменского дела» Данилу Чертыкова обвинили в снабжении знакомых сильнодействующими обезболивающими
В Центральный окружной военный суд, расположенный в Екатеринбурге, поступили материалы в отношении четырех фигурантов «тюменского дела» — Дениза Айдына, Юрия Незнамова, Никиту Олейника и Данилу Чертыкова.
Всего в «тюменском деле» шестеро обвиняемых. Помимо четырех, дело которых передали в суд, это также Кирилл Брик и Роман Паклин. Дело Брика, который пошел на сделку со следствием, выделили в отдельное производство, оно поступило в тот же суд в конце марта. Анархиста Романа Паклина временно поместили в психиатрический стационар.
Антифашистов из Екатеринбурга, Сургута и Тюмени задержали по делу о террористическом сообществе осенью 2022 года. Сами обвиняемые отрицают вину и говорят, что дали признательные показания под пытками, в том числе пытками током.
Первыми на пустыре у ТЭЦ-2 на окраине Тюмени вечером 30 августа задержали двух музыкантов — Кирилла Брика и Дениза Айдына. Они говорили, что собирались испытывать там самодельную взрывчатку, которую сделали «из любопытства».
По словам Айдына, после задержания их избили и заставили подписать признательные показания, а также назвать имена четырех друзей по либертарной библиотеке «Буревестник» в Сургуте. Всех их задержали в ближайшие дни и отправили под арест в Тюмени, они также расказывали о пытках.
Всех четырех обвиняют в подготовке теракта (часть 1 статьи 30, пункт «а» части 2 статьи 205 УК) и участии в террористическом сообществе (части 1, 2 статьи 205.4 УК), а также в изготовлении и хранении взрывчатки (часть 3 статьи 223.1, часть 4 статьи 222.1 УК).
Попутно Даниле Чертыкову добавили обвинение в хранении сильнодействующих веществ (часть 1 статьи 234 УК). Как уточняет группа поддержки фигурантов дела, речь идет об обезболивающих, изъятых у обвиняемых, просхождение которых следствие не смогло объяснить.
«В письмах родным Данил сообщил: это обвинение добавили исходя из его роли в несуществующем "террористическом сообществе", которой его наградил следователь. По версии следствия Данил — "медик" и якобы обеспечивал других фигурантов дела сильнодействующими обезболивающими средствами», — пишут соратники.
Дениза Айдына, поверх террористических статей, обвиняют в причинении тяжкого вреда человеку с помощью оружия из хулиганских побуждений (пункты «д», «з» части 2 статьи 111 УК). Как ранее писала группа поддержки, речь идет о драке за месяц до задержания по «тюменскому делу», которую следователи решили объединить с основным производством.
«За месяц до задержания на Дениза Айдына напали пять человек, — описывали активисты обстоятельства. — В целях самообороны он был вынужден совершить выстрел из зарегистрированного травматического пистолета, после чего сразу вызвал скорую потерпевшему. Несмотря на то, что ни одна из сторон не написала заявления в полицию, на Дениза Айдына все же возбудили уголовное дело [по статье о хулиганстве, которое потом переквалифицировали]».