Дата
Автор
Максим Рычков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Два мифа об одной катастрофе. Со дня трагедии в одесском Доме профсоюзов прошло 10 лет: что случилось тогда на самом деле?


В 2024 году это покажется неуместной шуткой, но когда-то, ещё не очень давно, российские власти объясняли полномасштабное вторжение в Украину защитой прав местных русских и русскоязычных. Утверждалось, что «киевский режим» ведёт в своих восточных регионах геноцид таких людей. Только нужная картинка представляла дефицит: и в Мариуполе, и в Бахмуте, и в Северодонецке, и во многих других, уже разрушенных городах, до 24 февраля 2022 шла нормальная жизнь. Зачастую даже приятнее и вольготнее, чем в свободном от «хунты» полукриминальном раю «ЛДНР».

Правда, одно исключение здесь было. Ещё 2 мая 2014 года в Одессе случился непридуманный кошмар. 48 человек погибли в ходе столкновений между пророссийскими активистами и сторонниками Евромайдана. Причём 42 из них — все, так или иначе, противники новых властей Украины — встретили смерть при чудовищном пожаре в местном Доме профсоюзов. Память о трагедии десятилетней давности кремлёвская пропаганда использует и по сей день. Использует безо всякого зазрения совести, игнорируя, что уже третий год люди в Одессе гибнут от рук российских солдат, вроде как призванных «спасти» этот исконно русский город от неведомой оккупации.

На таком фоне стороннему наблюдателю погибшие в Доме профсоюзов могут показаться не такими уж и невинными жертвами: ведь они хотели отдать родной город тем, кто сейчас регулярно убивает в нём мирных граждан. Однако реальная картина случившегося 2 мая 2014 несравненно запутаннее и сложнее. Многое в ней до сих пор остаётся тайной.

Разделённый город разозлённых людей

Зимой-весной 2014 года серию интересных репортажей об Одессе времён Евромайдана оставил корреспондент Русской службы BBC Павел Аксёнов. Сквозь лаконичные строки о с виду незатейливых житейских сценах проступает уже полузабытая реальность.

Украина с Россией ещё не враги, а украинцы разных взглядов приветливы к гостям с востока.

Например, один молодой таксист уверял автора, что Одесса всегда говорила по-русски и никакой Евромайдан ей не нужен. Собеседник оговорился: конкретно Виктора Януковича он не поддерживает, поскольку тот слабый политик (на момент беседы 4-й президент Украины ещё сохранял за собой этот пост). А другой водитель пошёл дальше, заявив, что украинцам нужен такой глава государства как Владимир Путин — порядок б навёл, никому воровать бы не дал.

Пикет пророссийских активистов. Одесса, март 2014 года

Фото: Wikipedia / HOBOPOCC

Квинтессенцией тогдашних настроений в городе служило: не стоит тратить время ни на какие митинги, лучше честно работать. Об этом судачили и официантки в кафе, и приглашённые эксперты на телеэфирах. Правда, свой камерный Евромайдан в Одессе тоже имелся. Несколько сот жителей миллионного города исправно выходили каждый день к памятнику дюку Ришелье, стояли там под жёлто-синими и чёрно-красными флагами. Иногда там даже звучала украинская речь.

«Какая-то женщина подходит ко мне и просит выступить: "Ну пожалуйста, нам так важно услышать человека из Москвы". Я объясняю ей, что как журналист не могу выступать, и это её расстраивает. На митинге много подростков с лицами, закрытыми шарфами или балаклавами. Но ни одного человека в каске, с палками или битами»

— Павел Аксёнов

Антимайдан в другом конце Одессы выглядел куда представительнее. Шествия тысяч сторонников, свой палаточный лагерь. Его жители щеголяли разномастной атрибутикой, будто из ожившей социальной сети «Одноклассники»: от православных икон до плакатов с Иосифом Сталиным.

Земляков у памятника Ришелье там никто за равного противника ещё не считал. Антимайдановцы мечтали, как бы дать отпор «настоящим бандеровцам», которые должны приехать откуда-то с западных областей. Но время шло, а те в Одессу не спешили: по-видимому, победа должна была достаться пророссийским активистам сама собой.

Один из первых одесских митингов в поддержку Евромайдана, 15 декабря 2013 года

Фото: censor.net

Складывалось ощущение, что вся Одесса — не то гоголевский Миргород, не то диккенсовский Пиквикский клуб. Особый мир, способный показаться гостю чудаковатым, но притом преисполненный некой высшей мудрости. Казалось, что именно здесь, как нигде в Украине, жители сохраняют умеренность и человеколюбие. Политические оппоненты обменивались номерами сотовых, враждующие политические силы вместе следили за порядком на улицах.

Однако 2 мая 2014 как раз в Одессе произошла первая в истории постреволюционной Украины трагедия с десятками погибших. Взаимные страхи и недоверие переросли в уличные бои, а те, при попустительстве законной власти, обернулись полыхающим Домом профсоюзов.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.