Прокси-президент
В Панаме избрали главу государства, им стал дублер осужденного кандидата

Хосе Рауль Мулино. Фото: AP / ТАСС
Новым президентом Панамы стал кандидат от партии «Достигая целей» Хосе Рауль Мулино. Оппоненты называют его марионеткой, а политологи более сдержанно — «прокси». Он стал президентом случайно, став заменой снятому с выборов из-за приговора по обвинению в коррупции экс-президенту Рикардо Мартинелли.
За Мулино, который честно и искренне заявлял, что не ожидал стать президентом страны, проголосовали 34% избирателей, второе место у Рикардо Ломбано с 24%. В Панаме нет второго тура, и побеждает кандидат с наибольшим процентом отданных за него голосов.
Избирательная кампания получилась необычной. Мулино тоже пытались снять с выборов из-за того, что он не проходил процедуру голосования на праймериз партии, а также избирался без кандидата в вице-президенты. Но суд встал на сторону «дублера» и позволил ему участвовать в кампании. Решение о допуске было принято за два дня до выборов.
А экс-президента Мартинелли лишили свободы сроком на 10 лет. На том и закончились его политические амбиции: Конституция Панамы запрещает участие в выборах осужденным кандидатам сроком от пяти и более лет. В итоге Мартинелли пришлось просить политическое убежище и скрываться на территории посольства Никарагуа. Он до сих пор находится там и оттуда же вел кампанию в поддержку Мулино.
Несмотря на все скандалы, явка на выборах стала рекордной — почти 78% (на прошлых выборах проголосовали 73% избирателей). При этом в Панаме нет обязательного голосования, как в некоторых других латиноамериканских странах.
Политики из золотого прошлого
Рикардо Мартинелли — президент Панамы с 2009 по 2014 год. До политики занимался бизнесом, владеет сетью супермаркетов. Активную политическую карьеру начал в 1999 году, когда основал правую партию «Демократичекие перемены», которая входила в альянс «Союз Панамы» (туда же входили «МОЛИРЕНА» — Националистическое республиканское либеральное движение — и Панамистская партия).
«Союз Панамы» получил 38,12% голосов и стал второй по величине политической силой в парламенте, представляя разный спектр правых идей, от республиканских и либеральных до националистических.
Тогда Мартинелли вошел в правительство новоизбранного президента Мирейи Москосо. Занимал должность министра по вопросам Панамского канала. В 2004 году решил позиционировать себя третьей силой и пошел на выборы. Тогда он проиграл и занял 4-е место. Сделав работу над ошибками и воспользовавшись конфликтами внутри оппозиции, Мартинелли создал «Альянс за перемены» и стал президентом в 2009 году, набрав 60% голосов.
Экс-президент, ныне пребывающий в консульстве Никарагуа, прославился своими достижениями в экономике. Он сократил уровень бедности с 38 до 25%, а экстремальной бедности с 17 до 10%.
При нем развивался туризм, страну посетили более 2 250 000 человек, что привлекло в страну инвестиции. Дважды был повышен минимальный размер оплаты труда примерно на 40%, к 2011 году это был самый высокий уровень среди стран Латинской Америки.
Он устанавливал точки бесплатного интернета, поставлял в школы современные компьютеры и тратил бюджет на образование. При нем было заложено первое панамское метро, которым ежедневно пользуются 180 000 человек. Правительство Мартинелли субсидировало доступ к энергоресурсам более 50 000 домовладений, билеты на общественный транспорт и пенсии для тех панамцев, у кого ее не было. При нем к 2013 году в Панаме работали 103 международные компании, которые создавали рабочие места для панамцев.

Мартинелли, как и любого политика, нельзя назвать святым. Верховный суд приговорил его к 10 годам заключения из-за коррупции при участии двух транснациональных компаний — Blue Apple и Odebrecht. Всего больше 1500 человек попали под расследование прокуратуры из-за подозрений в коррупции во времена президентства Мартинелли.
По версии обвинения, он в 2010 году купил компанию, которая занимается выпуском национальных газет. Схема выглядела так: компании выигрывали выгодные государственные контракты, перенаправляли деньги в компанию-прокладку, а дальше обходными путями эти деньги приходили в издательский бизнес президента. В схеме участвовали иностранные деньги на сумму до $43 миллионов долларов. Компания, которая занималась сбором денежных средств, называлась «Новый бизнес».
Масштаб афер были настолько большим, что Мартинелли и его семье запрещен въезд в США из-за «причастности к международной коррупции».
Правда, сначала он пожил в Майами ровно до тех пор, пока Верховный суд Панамы не объявил его в розыск и не велел экстрадировать из США. Причина тому — обвинения в коррупции, прослушивание телефонов 150 человек и злоупотребление президентской властью. Экс-президент свою вину отрицает и называет все происходящее политическим преследованием — классика.
Яркий и эмоциональный Рикардо Мартинелли получил народную кличку El loco — безумец, которая хоть и грубо, но передает темперамент политика. Позже кличка трансформируется в слоган El Loco con Mulino, подчеркивающий союз Мартинелли и Мулино.
Во время президентского срока он публично поссорился со своим вице-президентом Хуаном Карлосом Варела, которого обвинил в коррупции и узурпации власти. Мартинелли не нравилось, что тот занимается внутренней и внешней политикой, а также вмешивается в дела законодательной и судебной власти. Хуана Варела попросили на выход, но тот отказался и обвинил правительство Мартинелли в коррупции. Варела станет следующим президентом Панамы и будет возглавлять страну с 2014 года.
Судимый дублер и его противники
На фоне Мартинелли Мулино не может похвастаться столь красочными достижениями. При всех выдающихся качествах, политически он — бледная тень, аватар своего протеже.
Мулино с 1993 по 1994 год возглавлял МИД Панамы. В 2009–2010 годах занимал пост министра правительства и юстиции, в 2010–2014-х — министра общественной безопасности.
В 2015 году Мулино был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в растрате, связанной с многомиллионным контрактом на закупку радаров, который он подписал в 2010 году, будучи министром общественной безопасности при Мартинелли. В 2019 году участвовал в выборах президента страны от партии «Демократические перемены» и проиграл.
С момента вынужденной рокировки кандидатов Мулино лидировал во всех социологических опросах на 10%. Его оппоненты были постоянно позади во время кампании. Всего их восемь, но только часть из них могла похвастаться реальными шансами занять пост президента.

Среди них был Мартин Торрихос, бывший президент Панамы с 2004 по 2009 год. Он сын Омара Торрихоса, который возглавлял страну в конце 60-х и до начала 80-х. В гонке участвовал и бывший министр иностранных дел Ромуло Ру. Также попытали удачу вице-президент Хосе Габриэль Карризо и дипломат, юрист и политик Рикардо Ломбана. Карризо стал рекордсменом по антирейтингу, его не любит 80% избирателей. Действующий президент Лаурентино Кортисо не мог переизбираться из-за конституционных ограничений в один президентский срок подряд.
Проблемы, кругом одни проблемы
Все опросы показывали четкое лидерство Мулино от 15% и выше. Избиратели описывали его как наиболее честного кандидата, который сдержит свои обещания. Его избирательная программа строилась вокруг главных проблем Панамы: коррупции, невысокого уровня жизни, массовой миграции через страну и безработицы. Исследования показывают, что вопрос коррупции волнует 57% избирателей, он же и стал главной темой выборов. Среди панамцев девять из 10 жителей считают, что страна движется в неправильном направлении, антирейтинг действующего на тот момент президента Кортисо составил 86%.
С момента передачи Панамского канала от США Панаме в 1999 году экономика страны росла в среднем на 5,9% в год. Страна была одной из самых быстрорастущих экономик в западном полушарии благодаря многочисленным торговым соглашениям и международным инвестициям в расширение Панамского канала.
Страна вошла в эпоху стабильности и процветания. Можно было редко встретить ярко выраженные идеологические конфликты между крупными игроками в парламенте. Политики быстро меняли партии: какая разница, от кого выдвигаться, если все предлагают примерно одно и то же?
Но к 2024 году накопилась критическая масса проблем, и потому выборы 2024 года стали самыми напряженными и сложными за последние несколько электоральных циклов.
Панамский канал пересыхает, доходы страны, а значит, и населения, падают. На севере страны в 2023 году по решению Верховного суда закрыли гигантский медный рудник, который обеспечивал 30 000–40 000 рабочих мест. Его выработка составляла 5% ВВП страны и 7% внешних финансовых поступлений в Панаму. Кредитный рейтинг страны был понижен с BBB– до BB+.
Сразу после закрытия рудника страну захлестнули уличные протесты. Люди разрушали торговые точки, схлестывались с полицией и вынудили Министерство образования закрыть школы из-за угрозы насилия. Были и погибшие. Политики спорили, что важнее для страны — зарабатывать через продажу своих ресурсов или сохранить их для себя. Канадская фирма First Quantum Minerals, которая разрабатывала рудник, помимо создания десятков тысяч рабочих мест платила правительству минимум $375 миллионов долларов в год. В Панаме проживает всего 4,4 миллиона человек, ВВП на душу населения составляет примерно $17 000 долларов.
Президент Кортисо заявил, что у него было два варианта: либо согласиться на закрытие рудника, либо пытаться договориться о более выгодных условиях. Он выбрал второй путь и отправился в парламент. Его рейтинг на тот момент уже составлял всего 11%. Оно и неудивительно, он оставил страну после себя с безработицей в 7,6%, коэффициентом Джинни 50,9%, уровнем бедности в 13,4%. После Бразилии и Колумбии Панама третья страна с самым высоким уровнем социального расслоения и разницей в доходах между богатыми и бедными.

Страну ждали публичные дебаты и вывод канадской компании из тени; она впервые предстала перед обществом и вызвала противоречивые оценки. Молодые люди выходили на уличные акции против компании с лозунгом Panamá vale más sin mineria — «Панама стоит большего и без добычи полезных ископаемых».
Протестующие требовали, чтобы вместо распродажи недр панамской земли правительство сосредоточилось на развитии других секторов экономики.
В 2022 году Панама уже проходила через нечто похожее. На протяжении нескольких недель в столице проходили массовые шествия и митинги. Люди протестовали против экономической политики правительства. Профсоюзы учителей вывели на улицы больше 6000 человек. После падения режима диктатора Мануэля Антонио Норьега в 1989 году это были самые многочисленные протесты. Сотрудников образовательной сферы поддержали другие профсоюзы. Католическая церковь выступила медиатором между правительством и протестующими. Президент Кортисо пошел на уступки и согласился субсидировать часть продуктовой корзины панамцев из-за высокой стоимости жизни.
Проблемы коснулись многих сфер. На образование тратилось всего 3% ВВП, когда закон обязывал 6%. Коррупции стало сильно больше, и панамцы почувствовали это. В довершении всего представитель Избирательного трибунала (своеобразный аналог нашего ЦИК) выступал с заявлением, что избирательные кампании финансируются наркоденьгами.
От предыдущего быстрого роста страны не осталось почти ничего, в 2024 году он ожидается на уровне 2,5%.
Одновременно с этим уровень воды в Панамском канале становится ниже, всему виной засуха. Из-за этого часть перевозчиков просто не могут провести свои суда через канал, что приводит к финансовым потерям страны. Причина засухи не в глобальном потеплении, а в климатическом цикле El Niño (Эль-Ниньо — мальчик), из-за которого выпало аномально низкое число осадков.
СПРАВКА «НОВОЙ»
Эль-Ниньо. Это ситуация, при которой экваториальная часть Тихого океана становится теплее, но не более чем на 3 градуса. Обратная ситуация называется Ла-Нинья (девочка). В среднем цикл меняется каждые два–семь лет.
Не обошел страну общемировой миграционный кризис, который коснулся стран Латинской Америки. Главная проблема Дарьенский пробел, территория, которая соединяет Центральную и Южную Америку. Местность относится к юрисдикции двух государств — Панамы и Колумбии. Это сложный рельеф, полно болот и бездорожья. Дарьенский пробел стал одновременно дорогой к мечте и дорогой смерти для сотен тысяч мигрантов, стремящихся попасть в Соединенные Штаты в поисках лучшей жизни. Только за 2022 год его пересекли почти 250 000 человек. В 2023 году их стало в гораздо больше — 520 000.
Мигранты с полными рюкзаками вещей, часто с детьми на руках пытаются перебраться через каменистый брод или болотистую местность, когда ноги утопают в тягучей грязи и не дают нормально передвигаться. Дорога опасна не только из-за природы, но и людей вокруг. Территория слабо контролируется обоими государствами. В январе и феврале этого года «Врачи без границ» зафиксировали 328 сообщений о сексуальном насилии по сравнению с 676 за весь 2023 год. В этом году 113 эксцессов произошли только за одну неделю в феврале. Часть мигрантов оседают в Панаме и вызывают недовольство местных.

Не до полумер
Мулино для каждой из ключевых проблем подготовил решение, что и озвучил в ходе президентской кампании. Всех мигрантов, кто незаконно пересек границу и нарушает законы Панамы, — депортировать. Дарьенский пробел — закрыть, больше никаких нелегальных мигрантов, которые используют Панаму для своих целей.
В ответ на это его главный оппонент юрист Ломбана предложил улучшить миграционный контроль при дипломатическом сотрудничестве с другими странами. В интервью испанскому изданию Efe он подчеркнул, что «миграция существует с начала времен и ее никак не остановить возведением стен».
Панамцам такая риторика не пришлась по вкусу. Во-первых, заявление Ломбана выглядит как стремление следовать международным либеральным принципам в обмен на игнорирование интересов своей нации — панамцев. Во-вторых, международные договоренности подразумевают взаимодействие с соседней Колумбией, которую возглавляет социалист Густаво Петро. Панама для него — это сателлит США.
Все кандидаты сосредоточились на обсуждении проблемы создания новых рабочих мест. Ломбана выпустил 121-страничный план для решения проблем экономики. Почти 200 страниц предложений написаны другим кандидатом — Мартином Торрихосом. Мулино же пообещал развивать сельское хозяйство, снизить стоимость лекарств и провести бесплатный интернет в школах, обещал людям упрочить их финансовое положение и, играя на ностальгии «по тучным годам» Мартинелли, заявил о возможности к росту экономики в 7% ежегодно.
Мулино выбрал верный имидж. Большинство кандидатов говорили примерно одинаковые вещи — они против коррупции, за все хорошее и против всего плохого. Мулино же примерил образ аутсайдера, человека не из элиты.
В Панаме есть хлесткий термин raboblanco, что переводится как «белозадые», который подчеркивает отношение панамцев к верхушке общества, часто представленной белыми людьми европейского происхождения. И уголовное дело против Мартинелли только помогало обыграть имидж «своего парня», образ страдальца за правду, который распространился и на Мулино. А попытки Избирательного трибунала снять его с выборов только разозлили избирателей. Это воспринималось именно что как противодействие со стороны панамской элиты простому народу.
Битва между кандидатами проходила не только на агитационных мероприятиях, но и в TikTok и YouTube. Мартинелли и его прокси Мулино посвящали рэп-клипы, что привлекало молодежь.
Кстати, TikTok стал важной агитационной площадкой, предвыборные клипы смотрели миллионы.
Братец, мы победили!
Мулино искренне смеялся после победы и благодарил своего коллегу Мартинелли за помощь в кампании, называл того братом. И действительно, эти политики опровергли устоявшийся стереотип, что голоса избирателей не передаются. Еще как передаются!
Но насколько прочен этот союз? Продержится ли он в условиях, когда один на свободе и держит власть в своих руках, а другой — в заключении и вещает из маленькой комнатки посольства Никарагуа? И главное, пойдет ли Мулино на все, чтобы попробовать снять обвинения со своего партнера. С другой стороны, поддержка Мулино — это электоральная база Мартинелли, а не его самого. Сможет ли он справиться в одиночку, если решит отказаться от союза с бывшим работодателем, — тоже вопрос. Впрочем, в своей первой речи после победы Мулино заявил, что он не марионетка, а самостоятельный политик.
Выборы в Панаме стали беспрецедентным явлением в Латинской Америке. Почти за два месяца до выборов был снят основной кандидат, за два дня до дня голосования почти сняли второго — его замену и прокси. Но Мулино все же стал новым президентом Панамы. Такая история успеха кажется невероятной, но в Латинской Америке возможно все.