А организовал-то кто?
В Краснодарском крае начались судебные процессы над участниками массовых беспорядков в аэропорту Махачкалы в октябре прошлого года

29 октября 2023 года. Аэропорт Махачкалы. Фото: соцсети
Как минимум в три суда Краснодарского края поступили материалы уголовных дел, возбужденных после антисемитских выступлений в махачкалинском международном аэропорту Уйташ 29 октября прошлого года.
В Армавирском городском суде уже началось рассмотрение уголовного дела по существу в отношении 26-летних Ислама Ибрагимова и Салика Рамазанова, 23-летнего Магомеда Омарасхабова, 22-летнего Анварбека Атаева и 19-летнего Рабадана Раджабова. Все они обвиняются в участии в массовых беспорядках. Это часть 2 статьи 212 УК РФ, предусматривающая до восьми лет лишения свободы.
Самый юный фигурант уголовного дела, Рабадан Раджабов, кроме участия в беспорядках обвиняется еще и в применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК). Санкция за подобное деяние — до пяти лет колонии.
Еще одно уголовное дело 26 июня 2024 года поступило в Усть-Лабинский районный суд. В этом деле восемь фигурантов: Адиль Абдуллаев, Будун Будунов, Гамзат Гамзатов, Курбан Ибрагимов, Магомед Ирбейнов, Гасан-Гусейн Магомедов, Магомед Омалаев и Мухаммадрасул Шахбанов. Всем им инкриминируется часть 2 ст. 212 УК (участие в массовых беспорядках) и ч. 1 ст. 263.1 УК, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности.Подсудимые, по данным следствия, прорвались на взлетное поле и парализовали работу аэропорта. Именно с этим эпизодом связано то, что участниками судебного процесса в качестве представителей потерпевших заявлены юристы авиакомпаний «Ред Вингс», «НордСтар», «Аэрофлот» и юрисконсульт АО «Аэропорт Махачкала».

Представителей авиакомпаний и махачкалинского аэропорта мы нашли и среди участников процесса, материалы которого 2 июля 2024 года поступили в Новокубанский районный суд Краснодарского края.
В этом уголовном деле шестеро подсудимых: Магомед Гаджиев, Шамил Гаджиев, Башир Магомедалиев, Алибег Рамазанов, Рузвельт Тагиров и Магомеднаби Шайхсламов.
Рассмотрение уголовных дел, поступивших в Усть-Лабинский и Новокубанский районные суды, по всей видимости, начнутся не раньше августа. Это промедление с началом рассмотрения связано со вступлением в дело новых адвокатов по назначению, которым понадобится время, чтобы ознакомиться с материалами уголовных дел.
Дагестанские адвокаты, представлявшие интересы подсудимых в то время, когда они находились в тюремных камерах СИЗО Махачкалы, были вынуждены отказаться от продолжения своей работы из-за переноса рассмотрения дела в Краснодарский край.
На дорогу до кубанских судов у них уходило бы по 12–14 часов.
Так было и с участниками уголовного дела, рассмотрение которого началось в Армавирском городском суде. Адвокат Рамазан Алиев, защищавший Анварбека Атаева в Махачкале, рассказал «Новой», что у него нет возможности ездить на судебный процесс в Армавир. Поэтому его подзащитному предоставили армавирского адвоката по назначению.
Исламу Ибрагимову, которого в Махачкале защищал Агамирза Агаев, тоже предоставили адвоката по назначению.
— Перенос рассмотрения дела в Краснодарский край по совершенно надуманному поводу — это плевок в лицо дагестанским судьям, — заявил «Новой» адвокат Агамирза Агаев.
С Агаевым согласны и его коллеги, адвокаты Лейла Убайдуллаева и Бахтияр Салаватов, которые в разговоре с «Новой» рассказали, что изначально дело планировалось рассмотреть в Карабудахкентском райсуде Дагестана, на территории которого работает махачкалинский аэропорт Уйташ. Но в Верховный суд России поступило ходатайство первого зама генпрокурора России Анатолия Разинкина о передаче дела в другой регион. Потому что обвиняемые имеют «связи в правоохранительном блоке, судейском корпусе Республики Дагестан». Этот довод, по мнению адвокатов, выглядит откровенно натянутым: все фигуранты дела — выходцы из бедных семей, а Анварбек Атаев и вовсе сирота. Ислам Ибрагимов вырос без матери. Магомед Омарасхабов хоть и вырос в полной семье, но окончив всего 9 классов, бросил учебу и начал помогать отцу, который занимается грузоперевозками.
Как же развивалось расследование уголовного дела по событиям в аэропорту Уйташ?
Напомним, 29 октября 2023 года, незадолго до прилета авиарейса из Тель-Авива, более тысячи человек собрались около аэропорта Уйташ, протестуя против якобы ожидавшегося прибытия в Дагестан «беженцев из Израиля». Толпа требовала не допустить на территорию республики пассажиров с паспортами «страны-агрессора» и скандировала лозунги в поддержку Палестины.
Протестующие прорвались в помещение терминала, а потом и на взлетное поле, парализовав работу аэропорта. Усмирить бесчинствующую толпу удалось только после введения на территорию аэропорта подразделений Росгвардии.

Уже на следующее утро, 30 октября 2023 года, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин провел оперативное совещание, после которого стало известно о возбуждении уголовного дела по статье 212 УК РФ, предусматривающей до восьми лет лишения свободы за участие в массовых беспорядках. На этом же совещании Бастрыкин сообщил о решении передать расследование этого уголовного дела в центральный аппарат ведомства.
К моменту принятия этого решения уже были установлены личности полутора сотен активных участников беспорядков, а более 80 человек задержаны «до выяснения обстоятельств».
1 декабря прошлого года руководитель пресс-службы Верховного суда Дагестана Зарема Мамаева сообщила, что суды республики рассмотрели 242 дела об административных нарушениях.
-
104 правонарушителя были арестованы на сроки до 10 суток,
-
94 человека получили штрафы от 3 до 10 тыс. рублей,
-
42 участникам беспорядков были назначены обязательные работы,
-
в отношении двух лиц производство было прекращено.
Но второй следственный отдел управления по расследованию особо важных дел ГСУ Следкома России, занимающийся преступлениями против государственной власти и в сфере экономики, продолжал расследование уголовного дела, возбужденного 30 октября.
По делу проходил 131 человек, еще восемь человек были объявлены в розыск.
Почему же сейчас в суды переданы материалы только по 19 фигурантам? Возможно, отгадка этого парадокса — в стенограмме оперативного совещания с членами Совета безопасности, правительства и руководителями правоохранительных органов, которое вечером 30 октября провел Владимир Путин. В публичной части мероприятия по событиям в махачкалинском аэропорту Уйташ Путин заявил, что в случившемся якобы виновны «заокеанские деятели».
Он удивился:
«Разве можно помочь Палестине, пытаясь нападать на татов (горских евреев. — Ред.) и их семьи? Таты, кстати говоря, — это титульная нация в Дагестане. Помочь Палестине можно только в борьбе с теми, кто стоит за этой трагедией. Мы, Россия, и боремся с ними в рамках специальной военной операции, именно с ними — и за себя, и за тех, кто стремится к настоящей, истинной свободе».
Эти слова президента России, по всей видимости, стали руководством к действию и для руководства республики, и для правоохранительных органов.
Глава Дагестана Сергей Меликов уже в этот же день заявил:
«Если кто-то из задержанных сам изъявит желание и, чтобы отмыться от позора, примет участие либо в составе добровольческих подразделений, либо заключит контракт с Вооруженными силами, — я буду только приветствовать».
В социальных сетях начали стремительно распространяться видеозаписи из зоны СВО, на которых бойцы добровольческих батальонов, сформированных на территории Дагестана, призывали присоединиться к ним.
Не исключено, что эти призывы были услышаны.
Многие фигуранты уголовных дел, возбужденных после беспорядков в аэропорту Уйташ отправились на СВО.
В Дагестане в конце осени прошлого года завершалось формирование добровольческого батальона «Каспиец», нуждался в пополнении и так же сформированный в Дагестане батальон имени имама Шамиля.
Но обстановка в Дагестане не стала спокойнее. 23 июня 2024 года в Махачкале и Дербенте произошел теракт, во время которого вооруженные боевики напали на православные церкви, синагоги и пост ДПС. В ходе террористической атаки погибло 22 человека, в том числе 17 сотрудников правоохранительных органов.
При этом ни один из участников теракта не участвовал в беспорядках в аэропорту Махачкалы 29 октября 2023 года. А вот кто организовал эти массовые беспорядки, до сих пор неизвестно, и это явно не те люди, которых сейчас судят в Краснодарском крае.