«Зона отчуждения» в Белгородской области, захват ВС РФ Урожайного, «Шахеды» зачастили в Беларусь. Что происходило на фронте на этой неделе
На этой неделе в украинских социальных сетях продолжали обсуждать проблемы в командовании ВСУ. В частности, появились новые жалобы (1, 2) на командующего 59-й отдельной мотопехотной бригадой Богдана Шевчука, который бросает бойцов в самоубийственные атаки. В командовании ВСУ отреагировали отправкой в бригаду рабочей группы для выяснения обстоятельств потерь. В 24-й ОМБр, напротив, жалуются на необоснованное снятие комбрига и «фантастические задачи» уже со стороны вышестоящего командования.
Российские источники, в свою очередь, жалуются на действия военной полиции, которая конфискует автотранспорт, присланный родственниками бойцов, а также «сливает» российские позиции, не отключая геолокацию и мобильную связь во время выездов на передовую. Раздаются и очередные жалобы на ситуацию с дронами ВСУ — видный деятель ранней «ДНР» Павел Губарев описывает происходящее как «петушиную войну», где «мамкин задрот с пультом» может убить опытного штурмовика.
The Insider опубликовал два важных материала о положении дел в российской армии — исповедь дезертира, ставшего свидетелем «мясных штурмов», контрабанды оружия и расправ командиров над «отказниками», и материал о том, как с притоком заключенных в армии насаждается тюремная система наказаний, за которую отвечают привилегированные помощники командиров.
Взаимные обстрелы и диверсии
Украинским средствам ПВО на этой неделе трижды приходилось отражать групповые налеты российских барражирующих боеприпасов и ракет. Согласно приводимым данным:
- в ночь на 13 июля были выпущены пять «Шахедов», из них четыре сбили, один покинул воздушное пространство Украины, улетев в Беларусь
- с вечера 15 июля и в течение ночи 16 июля сбиты два «Шахеда», еще два «локационно потеряны» в воздушном пространстве Беларуси. По данным группы «Беларускі Гаюн», один из них взорвался в 55 км от города Бобруйска и в 120 км от границы с Украиной
- в ночь на 18 июля цели на украинской территории атаковали 16 «Шахедами» (сбиты все), двумя ракетами Х-59/Х-69 (сбиты обе) и ракетой Х-35 (не сбита)
Российские силы нанесли удары по следующим известным целям:
О погибших и раненых мирных жителях в результате обстрелов сообщали, в частности, власти Донецкой (1, 2, 3, 4, 5 ), Херсонской (1, 2, 3), Харьковской и Николаевской областей. Кроме того, российский БПЛА сбросил боеприпас на автомобиль международной неправительственной организации World Central Kitchen, которая обеспечивает питание пострадавших от стихийных и других бедствий.
ВСУ, в свою очередь, наносили удары, по разным данным, по следующим целям:
- по нефтебазе в Ростовской области, которую безуспешно пытались защитить с помощью противодроновых ружей, непригодных для борьбы с дронами-камикадзе самолетного типа
- по телевышке, подстанции и заводу низковольтной аппаратуры в Курской области
- по позиционному району ЗРК С-300/С-400 и базе береговой охраны в оккупированном Крыму
- по ЗРК С-300В в Донецкой области
- по вертолетной базе в Луганске
О пострадавших от обстрелов сообщали власти Курской (1, 2, 3) и Белгородской (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) областей. Всего, по данным белгородского губернатора Вячеслава Гладкова, с начала так называемой «СВО» более 200 жителей региона погибли, еще 1,1 тысячи получили ранения. В приграничной зоне закрыли детские сады и стали оборудовать гражданские вахтовые автобусы «мангалами» для защиты от дронов.
Военные аналитики рассуждают о проблемах украинской и российской ПВО. По мнению обозревателя издания Bild Юлиана Рёпке, даже после ожидаемой поставки Украине новых комплексов Patriot и SAMP/T невозможно будет обеспечить защиту прифронтовых Сум, Харькова, Николаева и Чернигова, так как там эти системы окажутся слишком уязвимы для российских ударов. Проблему можно решить с помощью истребителей F-16, которые пока не поставлены, либо с помощью ударов западными ракетами по аэродромам в глубине территории России, на что ВСУ пока не получили разрешения.
Что касается проблем российской ПВО, то военный эксперт Руслан Пухов пишет о принципиальной неспособности «очаговых» позиционных районов, прикрывающих крупные города, справиться с нарастающими налетами украинских беспилотников, и предлагает перенимать опыт ВСУ, оборудуя для борьбы с БПЛА легкомоторные самолеты и разворачивая сеть постов наблюдения с современными средствами связи, анализаторами частот и тепловизионными приборами.
Потери
Русская служба Би-би-си и издание «Медиазона» публикуют подтвержденные по открытым источникам при помощи команды волонтеров потери в войне с российской стороны. Им удалось установить имена не менее 59 725 погибших. Реальное число потерь только убитыми, по оценкам исследователей, вероятно, составляет около 120 тысяч человек.
Пропагандистка Анастасия Кашеварова продолжает рассказывать о таких системных проблемах, как отсутствие адекватной медицинской реабилитации и отказы в выплатах за гибель военнослужащих, совершивших самоубийство на передовой (напомним, на видео попали десятки подобных случаев).
Аналитик Naalsio обновил подсчеты потерь техники сторон по открытым источникам в авдеевском операционном районе. По его данным, в период с 5 по 12 июля ВС РФ потеряли здесь 42 единицы техники, ВСУ — девять. На харьковском направлении, согласно подсчетам Naalsio, в период с 8 по 15 июля ВС РФ потеряли четыре единицы техники, ВСУ — семь.
Украинский аэроразведчик, выступающий под ником Kriegsforscher, опубликовал тред с кадрами потерь российской техники в районе Новомихайловки. По его оценке, всего ВС РФ потеряли в боях за этот населенный пункт 300 единиц техники. Отмечается, что бóльшая часть потерь ранее не документировалась OSINT-расследователями.