Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Журналистка в Чите получила реальный срок за «сотрудничество с иностранной организацией». Похоже, это первое дело за работу на «иноагентов»

В Чите журналистку Нику Новак приговорили к четырем годам лишения свободы по статье о «сотрудничестве с иностранной организацией на конфиденциальной основе». Дело Новак имеет гриф секретности, детали процесса не разглашаются. При этом в разглашении государственной тайны Нику Новак не обвиняют. О какой иностранной организации идет речь — не известно. Однако речь может идти о СМИ, признанном «иностранным агентом». В таком случае, это первое дело об уголовном преследовании журналиста за работу на издание, внесеннное в иноагентский реестр.

Статья, по которой судили Новак, была введена в уголовный кодекс в 2022 году, она позволяет преследовать людей за передачу информации, не содержащей гостайны, иностранным организациям. Первым преследуемым по этой статье в России стал активист Павел Пищулик из Пензенской области. По версии следствия, он переписывался с представителями спецслужб Украины. В пресс-релизе уточнялось, что узнав о его контактах, силовики стали общаться с Пищулиным от имени украинских спецслужб. В июле 2024 года Пищулина приговорили к пяти годам колонии общего режима.

От поддержки России к сомнениям

В 2014 году Новак поддержала Россию в конфликте с Украиной, отправилась на Донбасс в качестве журналиста после того, как ее жених ушел в ополчение и погиб. Работала корреспондентом в районной газете «Лутугинская слава» в «ЛНР». Предположительно, в тот же период времени — в местной телекомпании «ЛУТА ТВ».

Позже вернулась в Забайкальский край, была главным редактором сайта Zab.ru, затем до 2021 года работала в издании ChitaMedia. С 2021 года руководила центром «Одаренные» в Чите, где проводили музыкальные и поэтические вечера, организовывались детские выступления на городских мероприятиях. Организовала акцию «Возродим память предков» по уходу за устаревшими памятниками погибших участников Великой Отечественной войны на центральном кладбище в Чите.

Рассказывала о проблемах в коммунальной сфере, работе краевого правительства, проблемах экологии и громких криминальных историях. Судя по записям в соцсетях, журналистка — верующая, часто освещала церковную работу, занималась вышивкой икон. В 2017–2018 годах работала пресс-секретарем в одном из приходов в Забайкалье.

В первые дни полномасштабного вторжения Новак раскритиковала хештег «нет войне», указав, что те, кто его используют, «льют грязь на Россию». 24 февраля Новак брала словосочетание «нападение России» в кавычки. Однако вскоре её интонации изменились. Уже 3 марта Новак пишет в Facebook: «Когда-нибудь случится чудо (может быть) и Zабайкальские власти обратят внимание на Zабайкалье, перестав zаниматься бредовыми штуками типа участия в акции с буквой Z». А также: «Я вот одного понять не могу. Почему сторонники происходящего пользуются всякими VPN и остаются в фейсбуке и инстаграме? Ребят, запрещено». 13 марта Новак спрашивала подписчиков, есть ли ц них знакомые, «которые возмущены участием родных в спецоперации».