Дата
Автор
Екатерина Барабаш
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бельгия, похожая на Россию, и россияне, напоминающие египтян: как выглядит новое европейское кино в программе Каирского фестиваля

Когда-то Каирский фестиваль устраивал целые «Русские сезоны». Сюда, на берега древнего Нила, высаживались солидные десанты российских кинотворцов, и каирская публика охотно шла смотреть на далекую экзотику, ожидая на экране медведей, снега, девушек в кокошниках. Потом всегда удивлялись, если в фильмах этого не было. «Русских сезонов» больше нет. Но российское кино на Каирский фестиваль приглашается исправно — здесь вообще нежно относятся к России, и узнав, что ты из Москвы, поднимают вверх большой палец, лучезарно улыбаются и заученно уверяют: «Россия — это отчень карашо!» Вступать в споры не хочется, все равно не поверят.

Конечно, любопытно, что на фестивале, где такой акцент сделан на проблемах арабского мира, главные призы достались Европе («Новый год, который так и не наступил!» Богдана Мурешану, Румыния — «Золотая пирамида», главный приз) и России («Филателия» Натальи Назаровой — «Серебряная пирамида» за режиссуру, приз за лучшую женскую роль Алисе Ходжевановой и приз за лучшую мужскую роль Максиму Стоянову).

Наталья Назарова снимает фильмы, которые вызывают глубокую симпатию, но не бурную реакцию критиков и публики, — «Дочь», «Простой карандаш», «Плакать нельзя», — вероятно, из-за их простоты повествования и абсолютной, незамутненной ясности замысла. Картины Назаровой не провокационны, несмотря на остроту проблем, в которых она пытается разобраться. В «Филателии» режиссерка остается верной себе: в фильме есть то честное понимание добра и зла, что свойственно художникам, не поддавшимся моде на «все не так однозначно». «Филателия» — кино однозначное в своем гуманистическом посыле. Как у Иствуда.

Небольшой поселок в Мурманской области. На почте работают три женщины, одна из них, главная героиня Яна (Алиса Ходжеванова) — женщина лет тридцати пяти с небольшой формой ДЦП и неожиданно свалившимся тяжелым сердечным диагнозом. Когда-то ее отец, моряк, не вернулся из плавания. Отец собирал марки, и Яна, словно желая чувствовать близость к отцу, истово продолжает его «марочное» дело. В один прекрасный день на почте появляется прекрасный принц — красавец-мачо моряк Петр (Максим Стоянов). Правда, он очень любит выпить и подраться, но по ходу дела дает такие ростки благородства, что его проще представить себе с элегантной выправкой офицера из любовных романов XIX века, чем со сбитыми в кровь костяшками пальцев. Надо ли говорить, что хромая косноязычная Яна кидается в бездну нежных чувств. Петр, к изумлению окружающих и зрителя, отвечает ей болезненно-нежной взаимностью, в которую поначалу поверить непросто, но нас никто особо и не просит верить. Да зритель и сам понимает, что возникшая в недрах просоленной души Петра любовь есть не что иное, как защита от тотального одиночества и неизбывного горя, — у него когда-то умерла дочь, и он ищет затычку для чудовищной дыры, возникшей в его жизни. Чтобы не спойлерить, заметим только в скобках, что ни фаты, ни «долго и счастливо и умерли в один день» не будет, — сказки, как мы знаем, порой жестоки.

При этом Яна — вовсе не воздушное затурканное существо. Наоборот, она озлоблена на весь свет, не слишком человеколюбива, резка, и чтобы почувствовать к ней жалость, надо немного приподняться над тем небольшим раздражением, что она время от времени вызывает. Но когда Яна склоняется над своими альбомами, она превращается в переполненную смыслом жизни красавицу. Немного нелепую, правда, но от этого легко отрешиться, когда понимаешь, какой пласт жизни спрятан в этих альбомах.

По вечерам Яна спускается в подвальное помещение, где регулярно собирается местный клуб филателистов. В серой, нищей жизни ее поселка есть подземное царство, куда поклонники марок спускаются за счастьем и смыслом жизни. Назарова даже не показывает — она пишет этих людей с уважительной нежностью и с деликатным юмором, что сразу исключает всякую возможность заигрывания с «простым народом».

По вечерам берег холодного моря расцвечивается светлячками. Они волшебны и манящи, они — маленькие проблески надежды, которую оператор Наталья Макарова рисует своей эмоциональной камерой, то вглядывающейся вдаль, то немного отстраненной, то плавно-нежной. Баланс российской безнадеги и призрачной надежды на выход из нее соблюден с той мерой такта, который отличает умного режиссера от неумного и склонного к компромиссам ради потакания вкусам публики.

После показа «Филателии» на фестивале «Окно в Европу», где она получила главный приз, нашлось немало людей, что упрекнули авторов в банальности и излишней сентиментальности. Ну и разумеется, в фальшивости сюжета — дескать, где вы видели, чтобы такой красавец полюбил такую нелепую больную женщину? Назарова на этот упрек ответила просто: «Я не боюсь банальностей». Что лишний раз подчеркнуло ее отвагу и независимость как художника — она понимает, что мы живем среди банальностей, и надо только уметь их правильно скомпоновать.

Главные персонажи однозначны: Петр, Яна, друг Яны ботаник Коля (Илья Носков) — на светлой стороне. Коллега Яны Люба (Олеся Иванцова) — хрестоматийная предательница, а вторая коллега, Вера (Ирина Носова) — стопроцентная злобная стерва. В другом контексте такое четкое деление на добрых и злых могло бы смутить, но не в случае «Филателии». Банальность перестает быть банальностью, если четко работает на режиссерский замысел и вписывается в жанровую схему.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.