Жесткое «сосуществование»
На выборах в Хорватии президентский пост сохранил Зоран Миланович — ярый критик Украины и НАТО. Как его борьба с проевропейским премьером страны помогает Кремлю и мешает Брюсселю?

Зоран Миланович на послевыборном митинге после второго тура президентских выборов в Загребе, Хорватия, 12 января 2025 года. Фото: Antonio Bat / EPA
В момент закрытия последнего избирательного участка в Хорватии в это воскресенье вряд ли кто-то сомневался, что победителем на выборах станет действующий президент страны Зоран Миланович. Получив результат в 75%, политик гарантировал себе следующий пятилетний срок, который, однако, станет для него последним, по Конституции страны.
Миланович — один из самых пророссийских голосов в хорватской и в целом в европейской политике. Его симпатии к Кремлю, в котором он видел важного исторического и культурного партнера для Хорватии, были известны еще до 2022 года. И развязанная Москвой полномасштабная война в Украине на позицию Милановича не повлияла, напротив, дав ему возможность развернуть свою антиевропейскую и антизападную риторику в полную мощь, критикуя санкции и обвиняя НАТО и США в развязывании кровопролития.
Однако президент в Хорватии обладает скромными полномочиями, в сравнении с премьер-министром страны. Эту позицию сейчас занимает правоцентрист Андрей Пленкович, поддерживающий европейскую помощь Украине и проевропейский курс Загреба.
Результаты выборов гарантируют, что длящееся уже три года жесткое противостояние президента и премьера в Хорватии продолжится. Почему избирателей устраивает такая ситуация и как она влияет на внешнюю и внутреннюю политику страны — специально для «Новой-Европа» разбирался политолог, эксперт по Балканским странам Александар Джокич.
В самом конце прошлого года состоялся первый раунд президентских выборов в Хорватии. Ни один кандидат тогда не получил абсолютного большинства голосов, что привело кандидатов во второй раунд спустя две недели.
В обоих турах неоспоримым победителем выглядел левый популист, Зоран Миланович, который до 2016 года возглавлял влиятельную в Хорватии Социал-демократическую партию (СДП). Миланович в первом раунде выборов получил 49,09% голосов, что предопределило его оглушительную победу во втором туре. Проиграл ему набравший 19% в первом и 22% во втором туре Драган Приморац, формально независимый политик, но заручившийся поддержкой доминирующей в стране партии — Хорватского демократического содружества (ХДС).
Поэтому даже несмотря на формальное отсутствие в избирательном бюллетене второго тура представителя партии ХДС для граждан Хорватии эти выборы стали продолжением противостояния социал-демократов в лице президента Милановича и правоцентристского блока, возглавляемого действующим премьером страны Андреем Пленковичем.

Борьба за армию
В Западной, да и российской прессе чаще всего противостояние президента и премьера в Хорватии звучит по вопросу внешней политики страны, а именно поддержки Украины.
Пророссийские взгляды Милановича настолько общеизвестны, что его в своих шоу цитирует Владимир Соловьев. «Вашингтон и НАТО ведут прокси-войну против России через Украину. Однако, если у вас нет конечной цели, если у вас нет плана, то это закончится как Афганистан», — эта цитата хорватского президента особенно полюбилась российскому пропагандисту.
Отношения Кремля и Милановича можно считать взаимными. Центр информационной устойчивости (CIR) — НКО, специализирующаяся на выявлении российской дезинформации в Европе, — опубликовала в начале января отчет о попытках Москвы влиять на выборы в Хорватии.
В CIR считают, что аккаунты, «содержащие пророссийские правительственные изображения и хэштеги», публиковали контент, восхваляющий Милановича, в соцсетях «в две волны»:
после того, как он в октябре высказался против участия хорватских войск в кампаниях НАТО в Украине, и после первого тура президентских выборов, когда победа Милановича была уже очевидна.
Предложение усилить присутствие инструкторов НАТО в Украине хорватскими войсками поступило от Андрея Пленковича, лидера консервативного ХДС, возглавляющего правительство страны. Формально президент Хорватии является главнокомандующим ее Вооруженных сил, хотя оперативное руководство остается за правительством. Как и в любой парламентской системе, полномочия премьер-министра в Хорватии гораздо шире и весомее, чем функционал президента, но, тем не менее, без согласия Милановича решение премьера провести нельзя, что вызвало резкую критику Пленковичем действия своего коллеги.
«Это уже не вопрос обороны, это стратегическое решение о том, где находится Хорватия. Она с Западом — с ЕС и НАТО — или же, по логике Милановича, страна — российский «полусоюзник» или нейтральное государство», — заявлял тогда премьер.
Институциональный конфликт
В политической науке процесс противостояния президента и премьера в парламентских системах, как правило, называют «сосуществованием» (cohabitation). В 2020 году, когда Зоран Миланович стал президентом в первый раз, Андрей Пленкович заявил, что его оппонента ожидает «жесткое сосуществование». И в целом это выражение хорошо описывает напряженные отношения между Милановичем-президентом и Пленковичем-премьером на протяжении всех последних лет в республике.
В Хорватии президент имеет больше формальную, чем реальную управленческую роль. Парламент страны обладает значительной властью в законодательном процессе, утверждает государственный бюджет, осуществляет надзор за деятельностью правительства. Кабинет министров, возглавляемый премьером, осуществляет исполнительную власть и подотчетен парламенту. Главой правительства страны становится лидер победившей на выборах партии или представитель коалиции таких партий в парламенте. Влияние президента на законодательный процесс косвенное, в основном через право вето, которое может быть преодолено абсолютным большинством в парламенте.

Роль президента в Хорватии важна в двух аспектах.
Во-первых, как уже было сказано выше, он формально руководит Вооруженными силами республики. Во-вторых, президент представляет страну на международной арене. Оба этих аспекта активно используются Милановичем, в том числе для продвижения своей пророссийской позиции.
Хорватский президент активно участвует в форумах и конференциях НАТО, где обсуждается политика по отношению к Украине. К примеру, на саммите альянса в Вашингтоне в июле 2024 года Миланович заявлял, что Европе «важно поддерживать диалог с Москвой».
Прикованность внимания мировых СМИ к подобным выступлениям президента позволяет тому набирать политические очки и внутри Хорватии, создавая себе образ миротворца, выступающего за национальные интересы страны.
Непримиримые оппоненты
Однако противостояние действующих президента и премьера в Хорватии не ограничено только рамками внешней политики.
Зоран Миланович — левый политик социал-демократического толка, часто не гнушающийся популистских выпадов против хорватского истеблишмента. Несмотря на то, что он критикует хорватский национализм внутри страны, Миланович сам нередко заигрывает такими политическими силами вовне. Так, например, в 2021 году он наградил орденами два подразделения Хорватского совета обороны, воевавших в Боснии.

Еще до 2022 года, Миланович был одним из самых громких пророссийских голосов в Хорватии, рассматривая Россию как важного культурного и исторического партнера. Его критика западной поддержки Украины и военной помощи часто совпадает с российскими риторикой. Он открыто выступал против дальнейших санкций против Москвы, утверждая, что они наносят больший вред европейским экономикам, чем России.
Миланович в целом часто высказывается скептично о международных институтах и политике ЕС. Он выступает против международных интервенций и расширения НАТО. В 2022 году Миланович получил известность, когда выступил с идеей наложить вето на присоединение Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу до тех пор, пока не будет изменен закон о выборах в Боснии и Герцеговине. Так он пытался поддержать хорватских националистов в Боснии.
С другой стороны, его политический соперник, Андрей Пленкович, является полной противоположностью Милановича по целому ряду вопросов. Политическая платформа его партии ХДС основывается на консерватизме, сочетающем рыночные реформы, поддержку традиционной семьи и сближение с западными институтами ради обеспечения безопасности и экономических выгод для Хорватии.
В то же время
Пленкович пытается балансировать между прозападной риторикой и традиционным для Хорватии национализмом. И хотя в последние годы он постарался изжить радикальные формы национализма из ХДС, тем не менее, теперь многие из таких политиков являются частью ультраправого Отечественного движения
— коалиционного партнера Пленковича в парламенте.
Кроме того, Пленкович твердо поддерживает дальнейшую интеграцию Хорватии в ЕС, он же ввел страну в Шенгенскую зону. Премьер поддерживает активное участие Хорватии в НАТО, считая это ключевым вопросом для национальной обороны, и выступает за санкции ЕС против России.
Точка равновесия
Вероятно, голосуя за Милановича на только что прошедших президентских выборах, хорватский электорат тем самым обеспечивает политический противовес длительному правлению ХДС в стране, по крайней мере в части внешней политики.
При этом самому Пленковичу и его партии избиратели явно больше, чем левым силам, доверяют в вопросах экономики, социальной сферы и других внутриполитических задач. По крайней мере на прошедших весной прошлого года парламентских выборах, где Миланович пытался стать кандидатом в премьер-министры от социал-демократов, его партия получила только 25.41% голосов, проиграв правой коалиции Пленковича.
Таким образом, осознанно или вынужденно, но хорваты проголосовали за продолжение «жесткого сосуществования» премьера и президента, которое выйдет на новый виток после победы Милановича и на фоне все более активных разговоров на Западе о необходимости добиться прекращения огня в Украине.