Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Приговоры за «фейки об армии» по мотиву ненависти, вынесенные в 2025 году

Здесь мы приводим приговоры, вынесенные по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК (распространение заведомо ложной информации об использовании российских вооруженных сил и деятельности российских госорганов за рубежом по мотивам политической, идеологической, социальной ненависти) в 2025 году. Известные нам подобные приговоры за 2022 год собраны здесь, за 2023-й — здесь, за 2024-й — здесь и здесь.

О санкциях

Соответствующие деяния наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. В случае тяжких последствий предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Почему мы включаем в мониторинг применение этой нормы

  • Мы выступаем против уголовного преследования за клевету и полагаем, что обвинения в клевете должны становиться поводом для разбирательства в рамках гражданского процесса. Тем не менее, следует отметить, что в национальных законодательствах разных стран этот вопрос разрешается по-разному. Однако не ясно, почему распространение недостоверной информации о деятельности военнослужащих или чиновников требует отдельной нормы, предусматривающей более — и явно непропорционально — строгое наказание. Напомним, в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека указывает, что «законом не должны устанавливаться более жесткие меры наказания исключительно в связи с положением личности индивида, чья репутация была якобы подвергнута сомнению».

  • Центр «Сова» не включает в свой мониторинг преследование за клевету и распространение недостоверной информации в целом, поскольку эти вопросы не относятся впрямую к сфере антиэкстремистского регулирования. Однако если подобные обвинения предъявляются с учетом такого отягчающего обстоятельства, как мотив ненависти, они в эту сферу попадают. При этом мы полагаем, что мотив идеологической и политической ненависти в данном случае используется необоснованно: очевидно, что люди, публикующие информацию о военных действиях в Украине, отличающуюся от официальной, чаще всего идеологически и политически не согласны с курсом властей, то есть в большинстве таких случаев речь идет об одной из форм политической критики.

  • Проявление политической или идеологической ненависти само по себе не криминализовано, и мы полагаем, что этот мотив уместно относить к отягчающим обстоятельствам лишь в статьях о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность, а именно — в статьях о применении насилия. Что касается возбуждения ненависти к таким социальным группам, как военнослужащие или чиновники, с нашей точки зрения, они не обладают той степенью уязвимости, которая требует специальной защиты от проявлений ненависти. Напомним, мы вообще выступаем за исключение неясного термина «социальная группа» из антиэкстремистского законодательства.

  • При этом мы не можем отнести к неправомерным те случаи преследования, когда в соответствующих высказываниях содержатся очевидные признаки возбуждения национальной ненависти и призывы к насилию, — впрочем, в таких случаях обвинение часто одновременно предъявляется и по другим статьям УК, скажем, по ст. 280 или 205.2 и такое обвинение мы как необоснованное не расцениваем.

Перечень приговоров за 2025 год:

  • 17 января Хостинский районный суд Сочи приговорил инженера Алексея Щуся к пяти с половиной годам колонии по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК, а также ч. 4 ст. 223 УК о незаконном изготовлении оружия. Уголовное дело против Щуся было возбуждено в мае 2024 года, первоначально по ч. 1 ст. 207.3 УК. С него взяли подписку о невыезде, а 15 августа, после того, как следователь переквалифицировал обвинение на п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК, отправили в СИЗО. Поводом для преследования послужили три репоста во «ВКонтакте», два из которых были сделаны в марте 2022 года, а еще один — в сентябре того же года. В них говорилось о страданиях мирных жителей во время событий в Мариуполе, Херсоне и Изюме. Обвинение по ч. 4 ст. 223 УК связано с тем, что во время обыска у Щуся обнаружили некий предмет, из которого можно стрелять металлическими шариками через поршневую трубу с помощью натяжения тетивы. Обвинение Щусю предъявили 12 июля 2024 года, 27 августа дело поступило в суд, 24 декабря в ходе прений прокуратура просила отправить его в колонию на семь лет и семь месяцев.
  • 16 января Калининский районный суд Новосибирска приговорил Далерджона Ачилова к шести годам колонии общего режима по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК и к двум годам колонии по п. «б» ч. 1 ст. 213 УК о хулиганстве по мотиву национальной ненависти; в общей сложности назначенный ему срок составил семь лет лишения свободы. Кроме того, его на два года лишили права с «заниматься деятельностью, связанной с публичным распространением информации о деятельности Вооруженных Сил РФ» в интернете. Гражданин Таджикистана Ачилов приехал в Россию в 2012 году и работал мясником на городском рынке. Сотрудница того же рынка пожаловалась на агрессивное поведение Ачилова, заявив, что ей пришлось из-за этого уволиться. О преследовании мясника стало известно в апреле 2024 года, когда его отправили в СИЗО. По версии следствия, обвиняемый с февраля 2022 по март 2024 года устраивал в двух торговых центрах скандалы, в процессе которых публично сообщал «заведомо ложную информацию о целях, методах и ходе специальной военной операции проводимой на территории Украины, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях» и о решениях и действиях президента в рамках проведения СВО, а также выражал «явное неуважение к обществу по мотивам национальной ненависти к гражданам РФ, социальной группе военнослужащих Министерства обороны РФ, выполняющих свои должностные обязнности по проведению специальной военной операции, выражался грубой нецензурной бранью, оскорбляя русских женщин». Мы предполагаем, что обвинение в хулиганстве по мотиву национальной ненависти было предъялено Ачилову обоснованно.

Источники