Дата
Автор
Максим Рычков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кастраты, специи и проигрыш во Вьетнамской войне (не той). Зачем Китай добровольно «закрылся» в эпоху Великих географических открытий?

Частый сюжет для массовой культуры: перед лицом исторических потрясений близкие во всех смыслах люди — друзья, родственники или коллеги — делают разный выбор. Шолоховские Мелеховы и их родня воюют то за белых, то за красных, то за разномастных повстанцев. Или ремарковские однополчане по Первой мировой в «Чёрном обелиске»: кто-то примыкает к нацистам или коммунистам, кто-то спекулирует на гиблом курсе марки, а кто-то просто пьянствует и меняет женщин. Наконец, в «Безумцах» Мэтью Вайнера похожие во всём соседи Дрейперы и Бишопы посреди 1960 года начинают вражду: одни на выборах за Ричарда Никсона, другие — за Джона Кеннеди.

Но порой так выходит не с отдельными людьми и даже семьями, а с целыми государствами и нациями. В XV веке запад и восток Евразии совершили диаметрально противоположный цивилизационный выбор. Если европейцы поставили всё на заморскую экспансию, то Китай напротив предпочёл курс на постепенную самоизоляцию. Предпочёл, пускай и знал — в отличие от неотёсанных лаоваев — очень многое об обширном пространстве от Юго-Восточной Азии до восточной же Африки и арабских стран.

Эта развилка во многом определила судьбу человечества на века вперёд. Ведь в XV столетии воображаемому наблюдателю за Землёй из космоса было бы совсем неочевидно, что будущее планеты определит не могучая империя с величественными дворцами и грандиозными речными каналами, а горстка немытых, невежественных и вечно враждующих народцев c другого конца материка. Почему же так вышло?

Невовремя уснувший гегемон

Что увидел бы ровно 600 лет назад на Земле любопытный инопланетянин? Наверное, представителю цивилизации, сумевшей выйти в космос, приглянулось бы не так много мест на нашей планете.

В 1425 году пришельца едва ли впечатлили бы те части света, которые сегодня ассоциируются с высоким уровнем жизни, демократическим устройством и научно-техническим прогрессом. В Северной Америке ещё не существовало никаких городов и государств: по нетронутым Великим равнинам кочевали сиу, пауни, команчи и десятки других племён. В самурайской Японии были и города, и государства, но на технологического лидера страна тоже не тянула — слабеющий сёгунат Муромати отчаянно оттягивал начало новой гражданской войны; ему это удастся, но всего на пару поколений.

Статуэтка черепахи в пекинском Запретном городе — его строительство как раз началось в первые годы династии Мин, 2006 год

Фото: Wikipedia / Vmenkov.

Может, дела обстояли получше в Западной Европе? Да, там глаз мог уцепиться за приятные места — с мощёными улочками, украшенными площадями, красивыми церквями, бурной торговлей, мастерскими художников и скульпторов. Но едва ли не все они были сосредоточены в Северной Италии: это Венеция, Флоренция, Генуя и Пиза. По лоску к ним приближались лишь бывшие арабские Лиссабон с Севильей. А вот Париж или Лондон представляли печальное зрелище. Путника там встречали повсеместная грязь (никакой канализации и водопровода!) и узкие запутанные проулки, где орудовали банды воров и убийц.

Средняя продолжительность жизни в Европе того времени составляла порядка 25–30 лет, а каждый четвёртый младенец не доживал и до первого дня рождения. Прибавьте к этому религиозный обскурантизм, помножьте на алчность монархов и их окружения и держите в уме неумолимые чуму, дизентерию и тиф с оспой. Как результат — не самая дружелюбная вселенная из нескольких сотен взаимно враждебных государств, постоянно воюющих друг с другом за очередной клочок земли.

Выглядит решительно невозможным, что именно этот регион планеты станет локомотивом мирового прогресса на несколько веков вперёд.

Возможно, внимание нашего пришельца-наблюдателя куда больше, чем страны католической Европы, привлекли б самобытные цивилизации доколумбовой Америки или осколки Арабского халифата; например, шумный многоликий Каир. И совершенно точно, что в 1425 году инопланетный гость выделил бы одну страну — выделил и предположил, что именно она неизбежно подчинит ближних и дальних соседей, пребывающих на разных стадиях варварства. Речь идёт о китайской империи Мин.

Примерные границы державы Мин в 1425 году: как видно, империя ещё не включала в состав Тибет и Уйгурию, но контролировала северные области Вьетнама и ныне российское Приморье

Карта: Wikipedia / Georg Westermann

Прежде всего, местные жители очевидно превосходили остальных землян в технологиях. Чугун здесь добывали свыше 1600 лет, в то время как европейцы в 1420-х годах ещё не повторили этого достижения. В XV веке китайцы, как и поколения их предков, повсеместно возводили многоэтажные дома, строили плотины с каналами для повышения урожайности, прокидывали через свои реки надёжные мосты. Дворцы и крепости местных правителей не шли ни в какое сравнение с потугами царьков с другого края Евразии. И это не говоря о порохе, бумаге, компасе, доменных печах, буровых скважинах, древнейших школах литературы, философии, живописи и многом ином.

«Средневековая Европа едва бы впечатлила китайского путешественника. Тауэр на фоне пекинского Запретного города выглядел просто лачугой, а Лондонский мост рядом с мостом Баодай показался бы просто недоразумением. По западным стандартам XV века Китай представлял очень приятное место: мощёные улицы, никаких нечистот, изящные каналы, активная торговля. А жизнь европейцев тогда шла совсем по-другому».

— Нил Фергюссон, британский историк

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.