Дата
Автор
Ян Веселов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бурение на Аляске, запреты для трансгендеров, возвращение смертной казни — как Трамп отменяет наследие Байдена

Этот указ Трампа уже был оспорен в суде. В итоге решающее слово, вероятно, будет за Верховным судом, состав которого сейчас лоялен Трампу по большинству вопросов. А это, в свою очередь, может запустить процесс пересмотра 14-й поправки. В теории для изменения Конституции нужно одобрение двух третей членов Конгресса США, а также ратификация 38 из 50 американских штатов.

Бури, детка, бури!

Как и в свой первый срок, Трамп вывел США из Парижского соглашения по климату, а также вышел из Всемирной организации здравоохранения. В сфере энергетики объявляется чрезвычайное положение, что даст правительству больше полномочий по приостановке действия определенных экологических ограничений или ускорению выдачи разрешений на добычу полезных ископаемых. Еще один указ разрешит добычу нефти, газа и других полезных ископаемых на территории природных заповедников Аляски.

Трамп считает, что это позволит увеличить добычу и снизить цены на топливо, а вместе с ними — и на остальные товары. Однако США и так уже добывают рекордное количество углеводородов, а глава ExxonMobil Даррен Вудс сказал, что не ожидает от действий Трампа резкого увеличения добычи. Другие аналитики говорят, что падение цен на нефть приведет лишь к снижению инвестиций в разработки новых месторождений.

Отменяются указы Байдена о запрете добычи углеводородов на некоторых морских шельфах, ограничении вредных выбросов автомобилей и грузовиков, стандартах энергоэффективности газовых печей и посудомоечных машин, а также о запрете на ввод в эксплуатацию новых терминалов для транспортировки сжиженного газа. Кроме того, приостанавливается выдача разрешений на строительство новых ветряных электростанций на побережьях, которые, по одному из оригинальных суждений Трампа, сводят китов с ума.

Временное помилование для TikTok

В числе первых Трамп подписал указ, который продлит работу приложения TikTok на территории США как минимум на 75 дней. Еще в апреле 2024 года Конгресс принял закон, который требовал от владельца приложения, китайской ByteDance, продать его одной из американских компаний до 19 января 2025 года. Ходили слухи, что покупателем может выступить миллиардер Илон Маск — владелец соцсети Х и один из трех ключевых спонсоров предвыборной кампании Трампа. К этой дате Верховный суд подтвердил конституционность закона, а ByteDance отказалась продавать TikTok и приготовилась к приостановке его работы.

Однако администрация Байдена, которая была инициатором принятия закона, отказалась исполнять его в последние дни своей работы, переложив ответственность на преемников. Трамп же заявил, что хочет сохранить доступ к приложению, которым пользуются 170 миллионов американцев, и приказал Министерству юстиции не исполнять закон в течение двух с половиной месяцев, пока он не договорится о частичной или полной продаже TikTok или не предложит другое решение.

Залив Американский, а казнь снова смертная

Трамп приказал Минюсту США снять мораторий на смертную казнь, который ввела администрация Байдена. Трамп также поручил Минюсту добиваться перевода дела в федеральную юрисдикцию, а затем исполнения смертной казни, если речь идет об убийстве сотрудника правоохранительных органов или тяжком преступлении, совершенном нелегальным иммигрантом. Генпрокурору же поручено попытаться отменить прецеденты Верховного суда, которые «ограничивают полномочия правительств штатов и федерального правительства по назначению смертной казни».

Сами штаты Трамп призвал обеспечить необходимым запасом инъекций для проведения смертных казней. Это связано с тем, что многие фармацевтические компании из-за репутационных рисков отказываются продавать компоненты для инъекций, а власти скрывают данные о поставщиках.

Такими усилиями новые приговоренные появятся быстро, но пока казненных всё равно почти не будет. Минимизируя последствия этого почти неизбежного с приходом Трампа решения, Байден предусмотрительно заменил казнь на пожизненное заключение для всех заключенных, уже приговоренных к смерти и находящихся в федеральной юрисдикции (кроме трех человек).