Хайке Хебештрайт: «Война разрушает дружеские и даже семейные отношения» | Довод
Побратимские отношения между российским городом Владимиром и немецкой Йеной находятся в упадке из-за российского вторжения в Украину. О видении этой ситуации с немецкой стороны, а также о возможных перспективах дальнейшего сотрудничества между городами «Доводу» рассказала Хайке Хебештрайт.
Heike Hebestreit – социальная работница по поддержке квир-персон в помогающей беженцам немецкой организации Refugio Thuringen и волонтёрка организации Eurowerkstatt, которая на протяжении многих лет занимается организацией побратимских отношений между немецкой Йеной и городом Владимиром.
«Я считаю, что сближение возможно только через личные встречи. С политической точки зрения пропасть, конечно, становится всё глубже. Люди в Германии получают информацию из немецких СМИ, а люди в России – из российских. Это означает, что уже на этом уровне обмен мнениями практически невозможен – трудно понять, что происходит по обе стороны, о чём думают и что делают люди. Возможно, немцы задаются вопросом: почему россияне ничего не предпринимают против [Путина и войны]? В свою очередь, россияне могут думать, что немцы настроены против России и не хотят иметь с ними ничего общего. Это можно назвать чёрно-белым взглядом на мир. Я думаю, что единственный способ решить эту проблему – это поддерживать личные контакты, приватные отношения или хотя бы сохранять существующие партнёрства между отдельными людьми.
В то же время нужна и структурная поддержка. Сейчас это очень сложно: нет прямого авиасообщения, возможностей для контактов становится всё меньше. Мы, обычные граждане, не политики и не чиновники, можем, прежде всего, попытаться сохранить частные связи и личные отношения между людьми с обеих сторон. Я часто слышу от многих, насколько это сложно – особенно от россиян, живущих в Германии. Они рассказывают, как трудно говорить об этом, потому что война разрушает дружеские и даже семейные отношения.
Но в то же время об этом нужно говорить. Нельзя просто игнорировать войну и ждать, что она закончится сама по себе. Необходим честный общественный диалог на эту тему, рефлексия с обеих сторон – даже после окончания войны. Можно сказать, что нужно своего рода осмысление ошибок. Мы не можем делать вид, будто ничего не произошло. Я считаю, что уже сам факт того, что мы сейчас пытаемся информировать людей, – это важный шаг.
Речь идёт также о поддержке российского гражданского общества [которое выступает против войны]. Я знаю, например, что некоторые немецкие СМИ поддерживают издание Meduza и распространяют его материалы в немецком информационном пространстве.
Несмотря на начало войны, некоторые небольшие проекты в рамках партнёрства между городами сохранились – например, в виде радиопередач и онлайн-конференций. Но здесь возникает ещё одна проблема – финансирование таких проектов. Серьёзной трудностью является политическая трансформация внутри Германии. Некоторые проекты, направленные на поддержку квир-людей и ЛГБТК+ в Германии, в том числе и те, в которых я участвовала, больше не существуют. У них просто нет финансирования.
Мы не можем действовать независимо от национальной и глобальной политики. Если условия на федеральном уровне ухудшаются, то на местном уровне ситуация тоже становится сложнее. В этом месяце у нас проходят выборы в Бундестаг. Я не знаю, что произойдёт. Я не уверена, справятся ли демократические силы. Вполне возможно, что [правая популистская партия] «Альтернатива для Германии» (AfD) станет ещё сильнее и громче, к сожалению», – сказала Хайке.