Чего добился Маск за две недели в Белом доме, какие ресурсы Трамп хочет получить от Украины и Илья Стребулаев на канале «Это Осетинская!»
Приостановка международной американской помощи и прекращение работы агентства USAID — главное пока достижение нового Департамента правительственной эффективности (DOGE) Илона Маска. Чем еще занимается департамент Маска, откуда у него такие полномочия и что может ждать другие ведомства?
Что такое DOGE?
Департамент правительственной эффективности (Department of Government Efficiency, DOGE) был создан администрацией Дональда Трампа для оптимизации бюджета и борьбы с бюрократией. Формально он является частью Белого дома, но его структура и полномочия остаются размытыми. Маск должен был занять пост сопредседателя DOGE, а вторым сопредседателем должен был стать бизнесмен Вивек Рамасвами, но его Маск успел выдавить с должности еще до инаугурации Трампа и 21 января 2025 года возглавил DOGE в одиночку.
В результате Маск, работающий в DOGE на временной основе как «специальный правительственный сотрудник», получил практически неограниченный мандат на проведение реформ, оставшись единственным видимым лидером DOGE, и исключительный доступ к различным государственным системам и ресурсам. Его команда уже изучает федеральный бюджет и ищет способы радикального сокращения расходов, включая закрытие целых агентств.
Для Маска государственная должность — дополнительная возможность получить доступ к Дональду Трампу и всячески подчеркивать свою близость к нему. В процессе смены администрации в США бизнесмен требовал, чтобы новое агентство разместилось в Западном крыле Белого дома — рядом с Овальным кабинетом. Но ближайшая соратница Трампа, руководитель его аппарата Сьюзан Уайлс этого не допустила. Она настояла на том, чтобы DOGE разместили в отдельном здании административного офиса имени Эйзенхауэра — тоже на территории Белого дома, в нескольких минутах ходьбы от главного комплекса. Но для прохода в западное крыло требуется специальный пропуск.
На что он способен?
Пример с USAID показал, что DOGE может не просто рекомендовать сокращения, а самостоятельно инициировать закрытие государственных структур. За несколько дней агентство потеряло доступ к своим ресурсам, его функции были перераспределены, а временным управляющим был назначен госсекретарь Марко Рубио. Маск назвал USAID «злом», «преступной организацией» и заявил, что его ликвидация «была необходимым шагом».
Но это только начало. DOGE заявляет, что уже:
- получил доступ к платежным системам в Министерстве финансов и кадровым данным в Управлении по персоналу;
- расторг множество контрактов и договоров аренды «недостаточно эксплуатируемых» государственных зданий, сэкономив миллионы долларов;
- вмешался в управление водоснабжением Калифорнии;
- разрабатывает ИИ-инструменты для поиска «избыточных» расходов в федеральном бюджете.
По словам источников The Washington Post, в очереди на ревизию может оказаться Министерство образования — одна из главных целей республиканцев. Трамп во время последней кампании обещал полностью его ликвидировать, а в свой первый срок — безуспешно пытался объединить его с Министерством труда. Консерваторы резко критиковали Министерство образования при администрации Байдена, в частности решения о прощении студенческих кредитов и расширении защиты от дискриминации по половому признаку в образовании для ЛГБТК-людей. Чиновники в небольших агентствах, которые помогают финансировать проекты в развивающихся странах, тоже полагают, что их должности вскоре могут быть упразднены или перераспределены.
А что думает Трамп?
Хотя Маск действует с невероятной скоростью, Трамп дал понять, что его полномочия не безграничны. Во время очередной сессии подписания указов в Овальном кабинете на этой неделе он подчеркнул, что Маск не может принимать решения без санкции Белого дома: «Илон не может и не будет делать ничего без нашего одобрения. Если это уместно, мы его дадим. Если нет — не дадим». Однако пока никаких реальных ограничений на его деятельность не введено, а сам президент неоднократно выражал поддержку действиям DOGE.
Критики опасаются, что Маск использует DOGE как инструмент личного влияния, а его методы напоминают захват Twitter (ныне X) в 2022 году, когда Маск, произведя недружественное поглощение соцсети, начал наводить в ней свои порядки, стремительно уволив тысячи сотрудников. Вопрос в том, можно ли таким же способом «оптимизировать» государственный аппарат.
Ситуация вокруг DOGE только набирает обороты, а Маск, судя по всему, не собирается останавливаться. Если его реформы продолжатся, федеральное правительство США может радикально измениться уже в ближайшие месяцы.
Что мне с этого?
Первое же действие Маска самым прямым образом сказалось на России: прекращение работы USAID вызвало проблемы у русских СМИ в эмиграции и НКО, помогающих уехавшим из России людям. Что еще успеет сделать Маск, пока не поссорится с Трампом, остается только гадать.
ВОЙНА
На что Трамп готов менять помощь Украине
Когда мы писали эту рассылку о перспективах переговоров Дональда Трампа с Владимиром Путиным (их еще, правда, предстоит назначить), источник со связями в Кремле говорил нам: успех переговоров будет зависеть от того, насколько Трамп сможет продавить Украину на условия, приемлемые для Кремля, считающего, что он побеждает. Американские представители настаивают на обязательном проведении в Украине новых выборов в случае заключения перемирия. Это элемент плана, который сейчас обсуждают в Белом доме: сначала Владимир Зеленский заключит перемирие, а потом после президентских выборов новая (или переизбравшаяся) власть будет обсуждать с Россией постоянный мир. Владимир Зеленский пока занимает уклончивую позицию — выборы обязательно пройдут, но только после того, как Украина получит не только перемирие, но и гарантии того, что Россия не вернется к боевым действиям.
Одновременно Трамп, продолжив пока военные поставки Украине в прежнем объеме, начал реализовывать свой транзакционный подход к отношениям. Накануне в Белом доме он сказал, что гарантией выделения помощи должны стать минеральные ресурсы страны — «редкоземельные материалы и прочее». Украина готова обсуждать условия сделки, написала FT со ссылкой на человека, близкого к Зеленскому. Здесь мы объяснили, о каком сырье, в каких объемах и на каких условиях может идти речь.
Как сын Януковича зарабатывает на угле с оккупированных территорий Украины
До 2014 года семья бывшего президента Украины Виктора Януковича контролировала значительную часть угольного бизнеса Донбасса и поставляла сырье в Европу. После бегства Януковича в Россию и полномасштабного вторжения зарабатывать на продаже угля с оккупированных территорий продолжает сын Януковича Александр, выяснило издание «Важные истории». Связанная с Януковичем-младшим компания «Энергоресурс» получает уголь с шахт, которые прежде принадлежали структурам Януковича, и отправляет в Турцию (до войны покупателями были страны ЕС). За три года «Энергоресурс» получил 3,5 млрд рублей выручки.
ВОЙНА ПОШЛИН
Китай пригрозил Трампу ответом
Первый эпизод войны пошлин Трампа — с Мексикой и Канадой — закончился временным хеппи-эндом. Третий, с Европой, — еще не наступил: Белый дом только готовит удар, а Европа рассчитывает, что ей удастся договориться. Зато во втором и главном сражении — с Китаем — наступила первая решающая фаза. Объявленные Трампом 10-процентные пошлины с 4 декабря вступили в силу — а за несколько минут до этого Китай объявил об ответных мерах: пошлинах размером в 10–15% на американский импорт (в частности, СПГ, уголь и нефть), а также начале антимонопольного расследования против Google и помещении в список ненадежных контрагентов еще двух американских компаний — PVH Group, владеющей марками Tommy Hilfiger и Calvin Klein, и биотехнологической Illumina. Экономисты ожидают, что Китай, хорошо подготовившийся к нынешней тарифной войне, будет биться.
«ЭТО ОСЕТИНСКАЯ!»
Профессор Стэнфорда Илья Стребулаев на канале «Это Осетинская!»
7 февраля на канале «Это Осетинская!» пройдет специальный эфир, посвященный последним новостям из мира AI и тому, как они скажутся на будущем венчурном рынке.
Обещанные Трампом $500 млрд всколыхнули и без того неспокойную венчурную индустрию. Когда рынок уже замер в ожидании миллиардных вложений и реального запуска проекта Stargate, акции технологических корпораций рухнули с рекордными показателями при появлении дешевой китайской AI-модели DeepSeek.
Что будет происходить с главными техкомпаниями дальше и как развитие AI отразится на венчурном рынке в целом? Кто выиграет и кто проиграет в глобальной ИИ-гонке и какова тут роль Трампа? На эти вопросы вместе с Елизаветой Осетинской ответит ведущий специалист в области венчурных инвестиций Илья Стребулаев.
Кстати, совсем недавно у Ильи в соавторстве с Алексом Дангом, СЕО и консультантом по технологиям и инновациям (McKinsey, Amazon и др.), вышла книга «Венчурное мышление. 9 принципов роста бизнеса в любых условиях». Книгу уже можно купить на русском.
Подключайтесь к трансляции 7 февраля, в пятницу, в 19:00 мск и задайте свой вопрос!