Самооборона без оружия: как Евросоюз пытается перезапустить свой ВПК на фоне конфликта с Россией
Нехватка координации усилий
«Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте и разведывательные службы стран — членов ЕС предупреждают: если мы ничего не предпримем, то через пять лет Россия может быть готова к военной конфронтации с НАТО и Европейским союзом», — заявил еврокомиссар по обороне и космосу Андрюс Кубилюс 22 января на ежегодной конференции Европейского оборонного агентства. Российское вторжение в Украину продемонстрировало, что у ЕС (даже с учетом того, что большинство членов этого политико-экономического объединения входят также в НАТО) есть серьезные проблемы в области обороны.
Одним из примеров таких проблем стала история с обещанием поставить Украине один миллион артиллерийских снарядов калибра 155 мм за 12 месяцев. Принятое в марте 2023 года «историческое решение» — как выразился на тот момент глава европейской дипломатии Жозеп Боррель — оказалось Европе не вполне по силам. Миллион боеприпасов должен был решить проблему снарядного «голода» в Украине, но в срок справиться с задачей не удалось. За восемь месяцев после громкого обещания Европа поставила Киеву меньше трети от обещанного объема. У провала амбициозной инициативы было сразу несколько причин.
Во-первых, ЕС столкнулся с нехваткой промышленных мощностей. «Были голоса, которые предупреждали: “Лучше быть осторожными, один миллион — легко сказать, деньги есть, но должно быть производство”. Эти опасения, к сожалению, подтвердились», — объяснял министр обороны Германии Борис Писториус.
Во-вторых, у производителей возникли проблемы с заказами. Страны Евросоюза не спешили их размещать. Комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон говорил, что оборонные заводы увеличили мощности с опережением плана, но не могли запускать производство на свой страх и риск: «размещать заказы — это ответственность стран-союзников». Когда после поставки трети обещанного объема боеприпасов склады почти опустели, оказалось, что заказано было всего 180 тысяч новых снарядов.
В-третьих, возникли противоречия между политическими приоритетами и интересами бизнеса. Сроки поставок в Украину сдвигались, выделение денег задерживалось, а тем временем европейские оборонные предприятия, по словам Борреля, отправляли 40% выпускаемой продукции на экспорт за пределы ЕС.
Наконец, между странами ЕС были разногласия о том, как должен реализовываться план поставок. Президент Латвии Эдгар Ринкевич, например, предлагал закупать снаряды за пределами ЕС. Но еврочиновники такие проекты финансировать не хотели.
Европа смогла поставить Киеву миллион снарядов, но с опозданием на девять месяцев. Судя по заявлениям Владимира Зеленского, аналогичные проблемы наблюдаются и с другой техникой, особенно с самолетами, которых Украина до сих пор получила по минимуму.