Безумный Маск. Как самый богатый человек мира стал настоящим олигархом
Другой выкуп акций, обернувшийся для Илона Маска судом, произошел в 2016 году. В 2023 году Маску удалось доказать, что он не оказывал давления на совет директоров Tesla, когда те принимали решение выкупить его компанию SolarCity. Аналитики указывали, что выкуп дорого обошелся Tesla.
В середине 2024 года также стало известно о расследовании мошенничества с акциями Tesla в США. Департамент юстиции усомнился в легальности заявлений компании и лично Илона Маска, из которых якобы следовало, что Tesla действительно водят себя сами. По закону производитель таких машин обязан предупреждать водителя, что тот должен следить за ситуацией на дороге постоянно и быть готов взять контроль в любой момент. Tesla делает такое предупреждение, однако некоторые публичные высказывания Маска, по мнению представителей государства, нивелируют это. В случае если прокуратура сможет подтвердить эти факты, Tesla и Илон Маск могут быть обвинены в мошенничестве с акциями — в связи с тем, что они давали инвесторам ложное представление о возможностях своего продукта, — либо в мошенничестве перед покупателями машин. В ушедшем году были и другие иски против компаний Маска.
Новое положение Маска в политической системе, в том числе прямой доступ к информации обо всех платежах казначейства, открывает ему уникальные возможности для манипуляции с ценными бумагами, о которых он раньше не мог и мечтать.
Маск у руля
Список скандалов с Маском и его компаниями явно не полон, но дает представление о том, как сложны отношения миллиардера с государственными контрольными органами, как важны для него госконтракты и почему, в конечном итоге, он хотел бы иметь кабинет поближе к Овальному, где заседает президент США, чтобы, как и в резиденции Трампа в Мар-а-Лаго, можно было бы постоянно заходить поболтать к главе государства, участвовать в его телефонных переговорах с зарубежными лидерами или попросить профинансировать из бюджета свой очередной стартап. В ситуации, когда глава государства часто принимает решения единолично, под влиянием настроения, так называемый доступ к телу — это как раз то, что превращает крупного бизнесмена с политическими амбициями в олигарха.
Именно об этом говорил в прощальной речи Джо Байден, предупреждая американцев о зарождающейся в США олигархии, которая может оказаться результатом прихода во власть богатейших людей страны. Попадание Маска в Белый дом едва не произошло в прямом смысле: накануне инаугурации Трампа американские медиа сулили миллиардеру кабинет в Западном крыле Белого дома. В итоге, однако, эта идея натолкнулась на жесткое сопротивление со стороны главы аппарата нового американского президента Сьюзи Уайс. Эта «ледяная леди» администрации Белого дома была мотором предвыборной кампании Трампа, и якобы именно она убедила его снова баллотироваться в президенты. Ее влияние в основном непублично, но, как ранее писал The Insider, очень велико.
Маск не получил кабинет в Белом доме, но зато поселился в Мар-а-Лаго, в соседнем с Трампом доме, и после выборов они почти постоянно проводили время вместе. Формально Маск получил должность «специального госслужащего» без зарплаты (которая ему и не нужна), но с официальным доступом к секретной информации. Под его управлением оказался специально созданный для этого Департамент государственной эффективности (DOGE), сотрудники которого — команда юных инженеров из компаний Маска в возрасте 19–25 лет без какого-либо управленческого опыта, которую злые языки уже прозвали «гитлерюгендом». С самого начала они начали вести себя максимально агрессивно. Официальная цель департамента — сократить американский бюрократический аппарат, но на деле Маск не скрывает, что речь идет о прекращении финансирования тех программ, которые в его глазах и в глазах его соратников представляются слишком левыми.
Особую ненависть у Маска вызывают организации типа USAID, оказывающего помощь некоммерческим организациям по всему миру, в том числе в Украине, — Маск называл USAID клубком червей. В начале февраля молодчики из DOGE ворвались в офис USAID и начали устраивать там свои порядки. Сотрудники DOGE обходили рабочие места, наводя ужас на сотрудников. «Мы сняли ЛГБТ-флаг, я поспешила убрать с полки книги, которые, как мне показалось, могли меня дискредитировать в их глазах, в офисе установилась тишина, потому что они стали записывать на диктофон наши звонки по Google Meets», — вспоминает тот день сотрудница USAID Кристина Драй. Позже сайт организации был отключен, все сотрудники потеряли доступ к своим рабочим компьютерам. Сотрудники DOGE попытались получить доступ и к секретной информации, но служба безопасности не позволила им этого сделать, так как у них не было положенного по закону доступа. Позже Маск добился, чтобы этих сотрудников USAID уволили. Он не скрывает, что добивается полного закрытия всего USAID.
На пути у DOGE может оказаться судебная система — против департамента Маска подано три иска в суд. Прецеденты уже есть: до того как заморозить внешние платежи, команда Трампа — Маска пыталась заморозить и внутренние гранты, но после решения суда эту директиву пришлось отменить.
Команда DOGE получила доступ не только к документам USAID, но и вообще ко всей системе государственных платежей казначейства США. В казначействе успокаивают, что, несмотря на все твиты Маска о намерении «остановить незаконные платежи», реальных возможностей для влияния у него нет. Однако в Конгрессе уже выразили обеспокоенность тем, что политизация работы казначейства может стать огромной проблемой для государства.
Одновременно Маск проявляет небывалую активность и во внешней политике: он уже выступил на заседании ультраправой партии «Альтернатива для Германии», поддержал британского неонациста Томми Робинсона и обвинил премьер-министра Великобритании Кира Стармера в попытке подорвать президентские выборы в США. В обеих странах вмешательство миллиардера в их внутреннюю политику вызвало возмущение: три четверти опрошенных и в Британии, и в Германии считают такое поведение недопустимым, более 70% сейчас относятся к Маску негативно. И до этого европейцы и британцы относились к приходу Трампа к власти скорее отрицательно, но если Маск будет продолжать в том же духе, то трансатлантические отношения могут совсем расклеиться.
Так или иначе, но тандем президента США и самого богатого человека на планете — уникальное явление для новейшей истории в демократических странах, которое станет сильнейшем стресс-тестом для американской политической системы. Две недели спустя после начала правления Трампа не похоже, чтобы система была к этому готова.