Дата
Автор
Петр Бологов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Как Черчилль проиграл Ататюрку и подтолкнул Россию к революции. 110 лет назад началась Дарданелльская операция Первой мировой — историческая для жителей сразу трёх континентов

110 лет назад Первая мировая война находилась в самом разгаре. В середине февраля 1915 на стыке Эгейского и Мраморного морей — на воде, на суше и в воздухе — войска Антанты начали то, что один из участников тех событий, капитан британской армии Генри Милдмей Сент-Джон, назвал последним крестовым походом.

Так что это было — одна из решающих схваток великой войны или очередное столкновение христианского Запада с исламским Востоком? Или, быть может, личный поединок двоих из когорты величайших политиков всего ХХ века — Уинстона Черчилля и Мустафы Кемаля, будущего Ататюрка? Первого здесь будет ждать едва ли не самый кошмарный провал в жизни, а второго — напротив, трамплин к будущим историческим достижениям.

Эта битва длилась почти год, она стоила жизней 132 тысячам людей с обеих сторон и положила начало военной истории целого континента. Она не изменила итоговый исход войны, но существенно повлияла на многие её итоги — возможно, мировой конфликт закончился б куда быстрее, а Россия вышла б из него победительницей, сохранив при этом монархический строй и осуществив давнюю имперскую мечту о русском Константинополе. Всё это — про Галлиполийское сражение, также известное как Дарданелльская операция.

С заднего двора на помощь России

К концу 1914 года линия окопов Первой мировой на Западном фронте протянулась через Францию ​​и Бельгию. Фронт на карте принял очертания, которые с небольшими изменениями сохранит и в последующие несколько лет.

Британские и немецкие солдаты на нейтральной полосе во время рождественского перемирия, 25 декабря 1914 года

Фото: Wikipedia / Robson Harold B.

Кровавое равновесие позиционных боев войны не устраивало страны Антанты. Ведь после вступления в войну Османской империи они оказались разделёнными общей территорией Центральных держав, протянувшейся от Ближнего Востока до Балтики, где хозяйничал германский флот. Из доступных коммуникаций между Россией и её союзниками на Западе оставался один арктический путь, и он вряд ли мог удовлетворить потребности партнёров по коалиции. Тем более, что империя Романовых не располагала на тот момент крупными портами на Баренцевом море, Архангельск находился в отдалении, а Белое море ежегодно на несколько месяцев сковывали неприступные льды.

В этой ситуации в Лондоне всё громче звучали голоса тех, кто предлагал бить в подбрюшье врага, со стороны Средиземного моря. Предлагалось нанести удар по Османской империи — слабому звену Центрального блока, не располагавшему ни современным флотом, ни способной сравниться с англичанам или французам армией. По крайней мере, именно так, оглядываясь на результаты провальных для Порты войн в начале XX века, полагали стратеги союзников.

Громче всего в поддержку антитурецкой операции высказывался первый лорд британского Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Этот 40-летний герой Второй англо-бурской войны пришёл в политику не так давно, но уже успел поработать в ряде министерств, а военно-морское ведомство возглавил за три года до Первой мировой.

Уинстон Черчилль (второй слева) в часы «Осады Сидней-стрит», перестрелки между органами правопорядка с латвийскими анархистами. Лондон, 3 января 1911 года

Фото: Wikipedia

В Париже планы Черчилля в отношении Средиземного моря сперва встретили скепсис. Французы предлагали не размениваться по мелочам и сконцентрироваться на главном враге, Германии, продолжавшей удерживать северо-восток Третьей республики. Но первого лорда Адмиралтейства уже тянуло на Балканы — точно как жюльверновского капитана Гаттераса на Северный полюс.

Главный летописец мировых войн Лиддел Гарт в своей книге «Правда о Первой мировой» пишет: «В противовес им [французам] британское правительство считало, что фронт позиционной войны во Франции непроницаем для фронтальных ударов, а потому серьезно возражало против бесцельного расходования новых армий в этих тщетных попытках к прорыву. Вместе с тем Британия все сильнее и сильнее опасалась возможного бессилия и паралича России».

Впрочем, противников далекой экспедиции к берегам Османской империи хватало и среди англичан. Оппоненты Черчилля полагали, что восстановить коммуникации с Россией путём захвата Черноморских проливов — дело, конечно, полезное. Но лучше бы западным союзникам озаботиться накоплением собственных резервов. И всё же, по словам английского военно-морского историка Герберта Ригли Уилсона, «несмотря на профессиональные сомнения старших адмиралов», планы первого лорда по захвату черноморских проливов и Константинополя в конечном итоге возобладали. «Морской штаб Адмиралтейства был ещё новым и сравнительно слабым органом, слишком послушным каждому мановению руки Черчилля».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.