Дата
Автор
Антон Меркуров
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Чип Шредингера

Компания Microsoft анонсировала новый чип, который создан из новой материи. Разбираемся, что это

Новый чип от Microsoft Majorana 1. Фото: news.microsoft.com

Компания Microsoft анонсировала новый чип, который может ускорить разработки в области квантовых вычислений и приблизить появление полноценного квантового компьютера. Это технологический прорыв, главная особенность которого в том, что он ничего не гарантирует. Единственное, что понятно точно — пора разбираться в современных технологиях.

В качестве дисклеймера: я физику не учил, на формулы квантовых вычислений смотрю с изумлением, но нутром понимаю: за этим будущее, которое, впрочем, неизвестно когда наступит.

С обычными компьютерами все более или менее понятно. Там есть биты. Бит — это простейший способ измерения количества информации. Он может равняться 0 или 1. Задача современного компьютера — быстро просчитывать совокупность битов и выдавать результат. Пожалуй, самая наглядная демонстрация сегодня — криптовалюта Bitcoin. Простая формула считает, существует ли монетка или нет. Собственно, именно эти вычисления вызвали спрос на видеокарты с мощными чипами, задача которых сегодня кажется достаточно тупой: много раз посчитать 1/0 или да/нет.

В мире квантовых вычислений минимальной единицей считается кубит. Можно было бы упростить и сказать, что кубит — это одновременно 1 и 0, но это будет неточно, так как эти параметры могут находиться где угодно. Результат вычислений не менее динамичный. Он зависит от момента наблюдения и каждый раз меняется.

Искусственный интеллект, который помогает описывать эту малопонимаемую жуть, предлагает аналогию с подброшенной монетой, которая одновременно орел и решка, а ее местонахождение в пространстве зависит от момента, когда мы на нее смотрим.

Наиболее наглядное представление — сфера Блоха.

Как теоретический результат 1 кубит может иметь множество вариаций, что, опять же в теории, ведет к ускорению вычислений.

Дальше еще сложнее. Совокупность кубитов образует собой квантовую запутанность. Это когда два и более кубита связаны между собой и влияют друг на друга. Ближайшая аналогия из реальной жизни: двое влюбленных, которых возможно разделяют километры. Один думает о другом, и тот, другой, радуется. Если попытаться переложить формулы квантовой запутанности на русский язык, то лучшим описанием будет анекдот: «Что такое до фига?» «Это вот отсюда и до такой-то матери». В реальной жизни это выражается формулами, попытка визуализации или представления которых требует не только образования, но и экстраординарных способностей.

Задача квантового компьютера — фиксировать результат квантовой запутанности. Проблема в том, что стоит его измерить и зафиксировать — он тут же меняется. В общем, все сложно. Но результат, если он будет достигнут не в виде бесконечных формул и теоретических моделей, а в реальной жизни, принципиально изменит мир, так как ускорит возможность расчетов в тысячи или даже десятки тысяч раз. Современные компьютеры на фоне квантовых будут напоминать простейшие калькуляторы.

В центре квантовых вычислений IBM. Фото: dpa / picture-alliance

И это изменит примерно все. Самый яркий пример — криптография. Если взять мощный компьютер и поставить ему задачу взломать современный криптографический алгоритм путем банального перебора вариантов — на это уйдут годы. Квантовый компьютер с этим справится за минуты. Перекладывая эту аналогию на другие отрасли, можно представить, что все будет работать не просто быстро, а супербыстро, что скажется на всех отраслях, где так или иначе задействованы вычисления. Учитывая, что таковых сейчас все больше и мир наш во многом виртуален — рано или поздно, но нас ждет революция.

Но как же квантовые компьютеры от Google или IBM, где уже используются процессоры на сотни кубитов? С последним даже может поиграться любой желающий, достаточно освоить язык программирования Quipper — и вперед, в будущее. Но есть один момент: ошибки. Возвращаясь к аналогии с подброшенной монетой, которая одновременно орел или решка, меняющая свое состояние в зависимости от момента наблюдения. На результат ведь, помимо прочих сложностей, влияет окружающая среда. Т.е. условно многое зависит от температуры и чистоты воздуха. Квантовая монета зимой и летом будет показывать разные варианты.

Именно вопрос снижения ошибок должен решить новый чип от Microsoft — Majorana 1.

Новый процессор использует инновационные материалы — топопроводник для создания топологических кубитов, более стабильных вариантов квантовой запутанности. Что, по идее, ведет к получению более точных результатов и возможностям масштабирования. А значит, приближает мир к реализации полноценных квантовых компьютеров. Опубликованное в научном журнале Nature описание процесса уже получает множество отзывов как восторженных, так и спокойных. И вполне вероятно, что мы действительно стоим на пороге квантовой революции. Как заявляют создатели, новый квантовый процессор будет интегрирован в облако Azure уже в 2030 году, что по нынешним меркам — считай завтра.

Все бы хорошо и можно было бы провозгласить новую эру, если бы не одно «но». Все заявления, описания и комментарии, будь то критические или комплиментарные, имеют общий паттерн: обилие слов «может» и «повышает вероятность». Никто не отрицает технологический прорыв, но учитывая сложность отрасли и то, что, несмотря на все достижения, описание технологии даже на сегодняшний день теоретическое и выражено в бесконечных формулах, — точно сказать и спрогнозировать результат не получается.

О квантовых вычислениях мир задумался полвека назад, активная разработка идет уже двадцать лет, за это время человечество добилось феноменальных результатов, но что-то бытовое и совсем осязаемое пока за горами. А может, и нет. В этом вся прелесть кота Шредингера в коробке с ядерным зарядом. С ним может быть все что угодно. Так же и с прогнозами.

Возвращаясь из непредсказуемого будущего в сегодняшний день и пытаясь убежать от ученых с их квантовой физикой, формулами, допущениями и суперпозициями, стоит взглянуть на более прозаичные инструменты оценки окружающей действительности, а именно на фондовый рынок. Несмотря на экстаз и поток новостей, вызванных пресс-релизом, стоимость акций Microsoft существенно не изменилась. Акции профильных компаний типа Quantum Computing Inc. или D-Wave Quantum хоть и подросли, но в космос не улетели. Да и NVIDIA никуда не рухнула. Так что если опираться на мнение тех, кто пускает деньги на ветер, — за пределами ярких научных заявлений и громких прогнозов ничего не произошло. Пока во всяком случае.

Но появление полноценных квантовых компьютеров не вероятность, а вопрос времени. Учитывая интерес к отрасли, постоянные открытия и достижения, мы с завидной регулярностью будем слышать громкие заявления, которые должны нас приблизить к цели. Квантовая революция точно случится, будущее точно за квантовыми вычислениями. Другой вопрос, что все остальное, включая дату, когда это произойдет, — очень относительно.