Дата
Автор
Татьяна Рыбакова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Большой барьерный тариф. Как пошлины Трампа ударили по мировой экономике и самим США

И особенно ярко этот процесс проявился в США, где появился настоящий «ржавый пояс» из производств, не выдержавших конкуренции вначале с Японией, а затем и с Китаем. Расплатой за кардинальное удешевление товаров стало радикальное ухудшение жизни рабочих и рядового состава инженеров в США. Значительная их доля лишилась работы, и бюджет вместо того, чтобы получать с них налоги, был вынужден платить им пособие. О трагедии этой группы написал вице-президент Джей Ди Вэнс в книге «Элегия Хиллибилли», по которой снят одноименный фильм. Неудивительно, что именно избиратели «ржавого пояса» — верные поклонники Трампа.

Китай и сам стал энергично скупать по всему миру активы — от сырья в Африке до компаний в самих США, от нефтепромыслов на Ближнем Востоке до портов Европы. Что говорить, даже Панамский канал, имеющий для США стратегическое значение, оказался под китайским контролем. И когда в 2016–2017 годах все газеты мира пестрели рассуждениями о том, когда Китай перегонит США, в Америке президентом стал Трамп.

Именно Трамп начал в 2018 году первую торговую войну с Китаем, утверждая, что китайцы «украли» у Америки ее достижения, пользуясь льготами ВТО, в то время как Китай уже вовсе не развивающаяся страна. Доля истины в этом была, но, видимо, на основе этого кейса Трамп, а главное, экономисты, которые его поддерживают, пришли к выводу, что современная система не идет на пользу Америке. И Трамп решил ее разрушить, вернувшись к старым добрым двусторонним соглашениям и блоковой системе.

На что рассчитывает Трамп

В США есть несколько групп интересантов, которые, видимо, намерены использовать Трампа для воплощения своих идей. Одну из них волнует госдолг. Он еще не так велик, 123% ВВП, чтобы это привело к катастрофе, но издержки на его содержание уже начинают превышать пользу от его наращивания. Затраты на обслуживание госдолга, 4,7% ВВП, уже подбираются к рекорду времен Рейгана. Причем даже в случае снижения ставки ФРС затраты еще будут какое-то время расти из-за того, что долг США примерно равно разделен на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные обязательства.

Бороться за оздоровление госфинансов можно либо наращивая доходы, либо сокращая расходы. Что касается расходов, то попытка D.O.G.E Илона Маска снизить их с помощью сокращения чиновничьего аппарата пока не увенчалась успехом. Это естественно: расходы на госуправление не являются значимой статьей в бюджете. Самая большая доля расходов США — социальные. И тут сейчас готовятся предложения по сокращению, а то и упразднению самых дорогих программ: медицинского страхования Medicaid и продовольственной помощи SNAP, называемой еще программой продуктовых талонов. Однако тут возможен такой взрыв социального недовольства, что есть сомнения в том, что подобный законопроект устоит в Конгрессе.

Второй вариант — увеличить доходы. В первую очередь за счет импортных пошлин. Кроме этого, у Трампа, как полагают аналитики, была тактическая цель — усилить переговорную позицию. И стратегическая, о которой он сам говорит, основанная на опыте директивной модернизации производства в Японии, Южной Корее и на Тайване, где для развития своего производства устанавливали запретительные тарифы, — дать толчок развитию производства в США. Но для этого надо держать часть тарифов высокими не менее 1–2 лет.

Некоторые примеры достижения цели по переговорам появились сразу: о готовности к ним сообщили Израиль, Индия и Вьетнам, Япония и Сербия. Илон Маск заявил, что надеется на установление «нулевых тарифов» между США и ЕС после переговоров и заключения некоего соглашения о свободной торговле. За несколько часов до решения Трампа о 90-дневной паузе, ЕС принял решение об ответном повышении тарифов до10-25% на товары из США, которые могут быть введены с 16 апреля. В списке мясо, крупы, вина, древесина и одежда, а также жевательная резинка, зубная нить, пылесосы и туалетная бумага. Еще одной из возможных ответных мер может стать установление сборов на продукты американских ИТ-компаний. Эммануэль Макрон призвал приостановить инвестиции в США. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пригрозила пакетом ответных тарифов ЕС на товары, оборот которых составляет 26 млрд евро в год. «Мы уже завершаем подготовку первого пакета ответных мер на тарифы по стали. И готовим дальнейшие меры для защиты наших интересов и бизнеса, если переговоры провалятся», — заявила она.

А Трамп уже говорит, что ему нужно не только обнуление пошлин на американские товары, ему нужно, чтобы страны купили у США товаров на сумму торгового дефицита с ними. Например, ЕС, полагает Трамп, должен покупать американских энергоресурсов на $350 млрд (хотя столько США не продают и всему миру). В результате такой позиции даже переговоры с израильским премьером Биньямином Нетаньяху закончились ничем: тариф в 17% с Израиля не сняли, несмотря на то, что он обнулил пошлины на американский экспорт. В этих условиях мировые лидеры задаются вопросом, хочет ли Трамп вообще «заключить сделку», пишет Bloomberg. Не исключено, что теперь страны предпочтут не торопиться и посмотреть на эпическую битву китайского «дракона» с американским «ковбоем».

Удастся ли выполнить основную цель и вернуть производство в США, зависит от того, насколько высоко будет давление на Трампа и насколько он сможет это давление выдержать. Япония и Южная Корея уже выразили желание расширить свои американские производства, но для того, чтобы в США начали закладываться новые заводы, нужно время. Хватит ли его, учитывая, что до этого рецессия может привести к проигрышу республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс, которые состоятся через полтора года?

Последствия для США и мировой экономики

Первыми эффект от введения тарифов почувствуют сами США, уверены экономисты. Пошлины будут заложены в цену импортных товаров, что только ускорит инфляцию, борьба с которой была главным предвыборным обещанием Трампа. О разгоне инфляции как самом вероятном последствии заявил глава Федеральной резервной системы (ФРС) Джером Пауэлл: «Становится ясно, что повышение тарифов будет значительно больше, чем ожидалось». Что, вероятно, приведет к увеличению инфляции и замедлению экономического роста. Потребительские цены в США «могут немного вырасти» из-за тарифов Трампа, признал и глава Национального экономического совета Белого дома Кевин Хассетт.