Дата
Автор
Андрей Карташов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Воспоминания об убийствах. Как камбоджийский кинематограф ищет следы государственных преступлений

Кадр из фильма «Исчезнувшее изображение» (2013), реж. Рити Пань

50 лет назад в столицу Камбоджи вошли силы повстанцев-маоистов, поддержанных коммунистическим Китаем. Так началось государство красных кхмеров — самый кровавый среди всех тоталитарных режимов XX века, жертвами которого стали до четверти населения страны. Запечатлеть этот кошмарный сюжет в кино брались многие — от академичного британца Роланда Жоффе с оскароносными «Полями смерти» до Рити Паня, который во время террора красных кхмеров сам прошел каторжный «лагерь перевоспитания». Но все попытки наталкивались на неясности и пробелы: из всех диктатур камбоджийская хуже всего документирована, ее история все время ускользает от взгляда хроникера. О превратностях исторической памяти рассуждает Андрей Карташов.

Попытки запустить в Камбодже кинопроизводство начал еще в 40-е король Нородом Сианук — кажется, единственный в истории кинорежиссер на троне (в его фильмографии несколько десятков картин, причем монарх сам писал сценарии и снимался в главных ролях). Но полноценная киноиндустрия сложилась в стране только к началу 60-х. С этого момента и до захвата власти красными кхмерами в 1975-м вышло несколько сотен камбоджийских фильмов — в основном по мотивам фольклорных сюжетов, истории про призраков и оборотней. Только в столице Пномпене работали десятки кинотеатров, крупнейший из них с залом на тысячу мест.

Когда много лет спустя режиссер документального фильма «Золотые сны» (2013) Дави Шу посетил с камерой кинотеатр «Хемакчеат», немногое напоминало о том, что здесь когда-то показывали сказки про лесных духов и змеиных королей. После того как красные кхмеры вывезли из Пномпеня все население и столица опустела на несколько лет, кинотеатр уже никогда не возобновил работу. «Хемакчеат» превратился в огромный сквот. Некоторые из его обитателей, с которыми поговорил Шу, еще могли пересказать сюжеты фильмов, собиравших полные залы во времена их детства.

Фильм Шу, посвященный утраченному золотому веку камбоджийского кино, все время возвращается к теме того, как соотносятся кино и память: из всего наследия за тот период физически сохранилось 30 картин, остальные превратились в фильмы-призраки, существующие только в ненадежных воспоминаниях многолетней давности. В одной из сцен «Золотых снов» двое стареющих мужчин, которые ходили в кино подростками, загадывают друг другу прокатные хиты 60-х: «Там играли Вичара Дай и Кун Сам, а Пун Пай в конце превращается в паука!» — «А, ну конечно!»

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.