Марсианин в Белом доме: чего за 100 дней в правительстве достиг Илон Маск в своей войне с госаппаратом
Парадоксально, но массовые увольнения и сокращения DOGE в итоге могут обернуться дополнительными расходами, которые будут сопоставимы (или даже превысят) с объемом сэкономленных средств, которые Маск считает своей заслугой.
К примеру, по оценкам НКО Partnership for Public Service, расходы, связанные с отправкой десятков тысяч госслужащих в оплачиваемый отпуск, повторным наймом ошибочно уволенных работников и потерей производительности, могут достигать $135 млрд. А сокращения в Налоговой службе, откуда планируют уволить около 40% сотрудников, грозят снижением сбора налогов на общую сумму в $2,4 трлн в течение 10 лет, или на $240 млрд ежегодно.
Все против Маска
Почти неограниченные полномочия DOGE быстро вызвали недовольство у назначенных Трампом глав министерств и агентств. По сути, подчиненные Маска, разосланные в различные органы, осуществляли комиссарский контроль, ветируя определенные решения или отвечая за кадровую и бюджетную политику.
Первое серьезное противостояние случилось уже в феврале, когда Маск публично потребовал от всех госслужащих прислать отчеты о проделанной за неделю работе. Это возмутило руководителей многих силовых ведомств и спецслужб, которые проинструктировали подчиненных, порекомендовав не отвечать на запросы Маска.
Через несколько дней Белый дом объявил, что отчеты будут носить исключительно добровольный характер и отказ их предоставить не станет причиной для увольнения. После этого в большинстве министерств перестали серьезно относиться к этому требованию. Многие федеральные служащие, которые всё еще отправляют такие письма, штампуют каждую неделю слегка измененные версии шаблона или же воспринимают эту повинность как повод для шутки, например, отправляя ответы на иностранном языке.
В марте во время одного из заседаний кабинета министров Маск прилюдно обвинил госсекретаря Марко Рубио в недостаточных сокращениях в Госдепе. В ответ Рубио заявил, что его добровольно покинули уже 1,5 тысячи человек, и предложил нанять их снова, чтобы Маск мог их демонстративно уволить.
Министр транспорта Шон Даффи раскритиковал миллиардера за попытки сократить авиадиспетчеров на фоне новостей о нескольких авиакатастрофах.
Министр по делам ветеранов Даг Коллинз также выразил озабоченность массовыми увольнениями в его ведомстве. В конце встречи Дональд Трамп сказал, что теперь Маск будет лишь давать советы, а главы агентств сами решат, нужно ли сокращать персонал.
В другой раз Илон Маск вступил в перепалку и с советником президента по торговле Питером Наварро. Его считают одним из главных архитекторов масштабных торговых пошлин, которые Трамп ввел в начале апреля и приостановил на три месяца после резкого падения фондового рынка. Для этого работникам Белого дома пришлось отвлечь Наварро, чтобы министры финансов и торговли смогли убедить президента отложить введение пошлин.
Сперва Маск раскритиковал Наварро за гарвардское образование, на что тот ответил, что миллиардер выступает против пошлин, потому что его компания Tesla закупает детали в Китае. Тогда Маск, не стесняясь в выражениях, написал, что Наварро «тупее кучки кирпичей». В Белом доме этот инцидент назвали свободной дискуссией между членами администрации.
Самый же драматичный конфликт у главы DOGE возник с министром финансов Скоттом Бессентом. Маск изначально выступал против его кандидатуры и продвигал на этот пост миллиардера Говарда Латника, который в итоге стал министром торговли. В середине апреля, пока Бессент был в зарубежной поездке, Маск в обход министра убедил Трампа назначить временным главой Налоговой службы ее сотрудника Гари Шапли. Во время президентства Джо Байдена Шапли выступил в Конгрессе, обвинив тогдашнее руководство Минюста в задержке расследования об уклонении от уплаты налогов в отношении сына президента Хантера Байдена.
Вернувшийся в страну Бессент, которому формально подчиняется Налоговая служба, пришел в бешенство, добился снятия Шапли с должности и продвинул на нее своего заместителя. Вместе с Шапли, который успел поруководить Налоговой службой всего три дня, оттуда убрали и ключевого сотрудника DOGE Гэвина Клигера, запретив ему доступ к компьютерам, цифровым системам и даже вход в здание.