Корреспондент «Коммерсанта» получил премию «Редколлегии», но отказался от нее. Важное событие в российской журналистике
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Корреспондент «Коммерсанта» Александр Черных написал трагическую сагу «Возвращённые. Полгода в оккупации — от первого до последнего дня», получил за неё премию «Редколлегии» (третью в своей карьере) и отказался от премии сразу по двум мотивам – профессиональным и личным. Это – этически важное событие в российской журналистике.
В каждом профессиональном сообществе высшей оценкой является оценка коллег. Это не государственная награда и не признание властей, это знак мастерства, присуждаемый мастерами. В здоровых профессиональных сообществах такой знак отражает критерии профессии, становится камертоном работы всего сообщества.
Журналистика – одна из самых субъективных профессий. В ней, кроме фактов, почти всегда присутствуют оценки и комментарии, восприятия, переживания и эмоции. Часто даже стиль изложения фактов становится авторской интонацией.
Война расколола все профессиональные сообщества, но журналистское – одним из первых. Оказавшись по разные стороны фронта, журналисты одной страны, одного языка и одной культуры оказались в разных политических обществах. Каждое из которых кричало: займи мою сторону! Приди в мой окоп! Ненавидь моего врага! Стань частью войны! Не услышать эти призывы невозможно. Люди кричат, потому что им больно.
Но журналист, рассказывая и показывая то, что видит, не занимает сторону, а показывает и рассказывает то, что видит, часто – глазами того человека, с которым говорит. Этот взгляд и есть правда одного человека. А правда одного человека – начальный атом всей правды жизни, состоящей часто из несовместимых взглядов и переживаний. Жизнь каждый день складывается из несовместимых вещей. Для профессионального журналиста отвести взгляд от одной такой правды – значит уйти от правды, умолчать, солгать.
Журналистика военного времени проходит испытание войной и цензурой. Быть честным во время войны – высшее проявление профессионализма. Когда после войны не нужно будет дописывать ни одного слова, не нужно будет доснимать ни один кадр.
Так случилось, что жюри премии «Редколлегия» находится сейчас за пределами России. Быть в эмиграции и сохранить беспристрастный взгляд на происходящее в покинутой (или выдавившей тебя) стране чрезвычайно трудно. Это тоже – моральное испытание военного времени. Его прожить – не поле перейти.
Да, работающие сегодня в России журналисты подбирают каждое слово, потому что как никогда раньше после советской эпохи публично сказанное слово стоит очень дорого. Иногда стоит свободы, иногда – жизни. Но язык – основа культуры, основа журналистики. И в страшное военное время он даёт возможность рассказывать и показывать правду. Язык всегда богаче и поэтому сильнее цензуры.
Профессионалы журналистики продолжают работать в России, их тексты и кадры срастаются в правду жизни, становятся подлинной историей. Это сохраняет лицо и честь российской журналистики.
Я понимаю тех журналистов, которые решили замолчать, утратив желание и силы искать слова на минном поле. Я от всего сердца признателен тем, кто продолжает писать и говорить, оставаясь с обществом, ищущим правды.
Профессионал остаётся профессионалам – с премией и без неё. Пишут же не для премий и оценок. Пишут, потому что видят и понимают происходящее, дают людям возможность высказать, выплакать, прокричать правду своей жизни. А эта правда ищет выход в свет по обе стороны фронта. Ни одну нельзя умолчать.
Александр Черных написал правду и в получившем признание коллег материале, и в отказе от профессиональной премии, и в объяснении мотивов своего отказа. Все эти тексты публичны и поэтому стали событием в российской журналистике.
Публичный отказ профессионала от профессиональной премии – важное событие в истории самой «Редколлегии». Если жюри премии услышит и поймёт Александра Черныха, это поможет участникам «Редколлегии» увидеть себя сегодняшних в разрывах военного времени и не потерять лицо в дыму войны.