Дата
Автор
Лариса Малюкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бенефис Феникса

Мировая премьера нового фильма автора «возвышенных хорроров» Ари Астера

Кадр из фильма «Эддингтон»

«Все должны умереть» во взрывоопасном, провокационном, но путаном и мрачном сатирическом вестерне Астера «Эддингтон». Особенно Америка.

148 минут сползания в безумный, безумный мир, в котором мы все оказались на пике локдауна.

В своем четвертом фильме режиссер «Реинкарнации» и «Солнцестояния» портретирует мир за порогом нервного срыва. Спрятавшийся по домам и квартирам, натянувший маску на лицо мир молчаливой паники. Странно ли, что на вершину этой горы из подполья взлетели прежде невзрачные, закомплексованные одиозные фрики?

Эддингтон, небольшой вымышленный городок в Нью-Мексико. 2020-й. Ковидная тишина перед грядущей бурей. Пустые улицы опустевшего, как весь мир, напуганного города-призрака. Очереди в магазин на улице: дистанция. Маски.

Полная изоляция. А в изоляции, как известно, человек сходит с ума. Или человечество.

Вот шериф Джо Кросс (Хоакин Феникс) — исполнительный, но импульсивный астматик. Маску не носит. Принципиально. И на то у него свои резоны. Не только астма. Он свободный человек свободного мира, кто ему может указывать? Может, мэр Тэд Гарсия (Педро Паскаль), который начал новую громкую предвыборную кампанию, следует общепринятому протоколу и требует от населения повиновения карантинным мерам? Которого связывает с женой Кросса Луизой (Эмма Стоун) мутное прошлое. И который поддерживает неблаговидные планы строительства гигантской «сетевой серверной фермы», поглощающей ресурсы. Они изначально находятся по разные стороны баррикад. Нужен лишь повод, чтобы скрытый конфликт вспыхнул в офф-лайне. И он возникает спонтанно. К ужасу близких, Кросс решает сам баллотироваться в мэры против самого Гарсии.

Фильм как бенефис Хоакина Феникса (остальные актеры скорее играют «свиту короля»), из маленького недолюбленного человека разрастающегося в демона возмездия, на пике реванша забывшего, кого и зачем наказывает.

Кадр из фильма «Эддингтон»

Астер раскаляет всеобщую нервозность на протяжении 145 минут, путая сценарные тропы и погружая нас в хаос разбегающейся во все стороны черной комедии. Здесь и тема протестов Black Lives Matter, вспыхнувших после убийства Джорджа Флойда полицией (белый мужчина публично молится об убиенном латиноамериканце, занимаясь самобичеванием: «Моя работа сейчас — слушать, что я и сделаю сразу после того, как произнесу эту речь, на которую не имею права!»), и сеющие раздор соцсети. В частности, впавшая в депрессию жена Джо, его любимая Луиза (Эмма Стоун) увлечена интернет-гуру Верноном Джефферсоном Пиком (Остин Батлер) и его идеями об обширных связях могущественных педофилов. Событий, конфликтов, разнокалиберной стрельбы слишком много для одного фильма. Но в итоге возникает картина сдвинутого с рельсов мира, потерявшего коллективный разум. Мира, для которого пандемия стала лифтом на эшафот. И лифт этот продолжает свой спуск в подземелье ведьм.

COVID оказался черным зеркалом, исказившим реальность. И засмотревшись в это зеркало, реальность потеряла баланс контроля. Город Эддингтон для Астера и есть концентрированный символ нации, в висок которой сейчас целится возмущенный и растрепанный маленький человек — шериф Хоакина Феникса.

Любопытно, что неврозы, безумие, существование за гранью нормы периодически вспыхивают в фильмах конкурса. Зверский психоз у молодой мамы Грейс (Дженнифер Лоуренс), расцветший всеми уродскими цветами на почве послеродовой депрессии в «Умри, моя любовь» Линн Рэмзи Рэмси. «Это было просто душераздирающе», — сказала актриса на пресс-конференции. Удивительно, что ее обезумевшую героиню сразу не отправили лечиться.

БОЛЬШЕ О КИНО
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.