Лицензия на убийство. Как законопроект об умерщвлении бродячих животных мобилизовал зоозащитное движение России
А пока эту роль пытается взять на себя общество: так, в Оренбурге стерилизацией домашних и бродячих животных занималось организованное зоозащитницей Татьяной Романовой АНО «Мы нашли вам друга» («Центр льготной стерилизации»). Летом 2024 года, после того как в Оренбургской области вступил в силу закон об эвтаназии невостребованных животных, АНО «Мы нашли вам друга» выиграло тендер на отлов — и просто отказалось кого-либо убивать.
Зоозащитники сообщили в социальных сетях, что, пока у них нет возможности отменить «убойный закон», они станут спасать, содержать и пристраивать собак и ни одно животное не будет умерщвлено. Вместо усыпления собак стали размещать на территории благотворительного фонда «Сердца в унисон», а с теми из них, кто проявлял агрессию, работал кинолог в отдельном вольере приюта «Филимоша».
Не только права собак
Зоозащитное движение в РФ расширяется и осваивает новые методы борьбы. Активисты обеспокоены не только судьбой собак и кошек, но и бесчеловечными условиями для животных в цирках и зверинцах. Например, «Альянс защитников животных» недавно снял социальную рекламу: мультфильм о медвежонке Плюше, который предпочел бы жить в лесу вместе с мамой вместо того, чтобы сидеть в тесной клетке и исполнять жестокие указания дрессировщика. Ее показывают в общественном транспорте в разных регионах России, чтобы заставить пассажиров задуматься о допустимости использования дрессированных зверей в цирковых представлениях.
Довольно успешно активистам удается отучать россиян от привычки выпускать на волю специально купленных для этого птиц в Благовещение. Зоозащитники объясняют, что этот обычай поощряет жестокость и браконьерство: вместо того чтобы выпускать лесных птиц на волю, их прежде всего вообще не нужно ловить, — и много лет каждое Благовещение ездят в Воронеж, где торговля пернатыми долго процветала. Эта работа приносит свои плоды: если в 2019 году у уличных торговцев возле храмов были изъяты и спасены 230 птиц, то в 2025-м — всего 11.
Зоозащитники ведут вечную борьбу с уличными фотографами, притравочными станциями и контактными зоопарками, которые иногда умудряются не только работать без лицензии, но и продавать собственных подопечных на «Авито» на мясо. При этом война сильно мешает: на волне всеобщей агрессии некоторые считают, что наступил подходящий момент, чтобы «без лишних соплей» разделаться с бродячими животными — а заодно и с теми, кто осмеливается их защищать.
Депутат Евгений Дунаев призывал всех жителей Астраханской области писать обращения на имя Владимира Путина с просьбой признать все зоозащитные организации иностранными агентами. Со сцены организованного им в Астрахани митинга требовали тратить деньги вместо бродячих собак на дроны для армии, а член Общественной палаты из Якутии Ульяна Винокурова недавно призвала расправляться с бездомными животными по закону «военного времени»: «Хоть в мегаполисе, хоть в Якутске, хоть в Нерюнги, хоть в какой-либо деревушке. Полный отказ от заботы от них. Они должны быть уничтожены».