Дата
Автор
Василий Легейдо
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Патриотизм — это ложь, а все патриоты — идиоты». О долгой жизни и скандальных фильмах Марселя Офюльса — режиссера, одержимого историями, которые он рассказывал

Легендарный документалист Марсель Офюльс разоблачал французских коллаборационистов и презирал национализм. Его жизнь была почти такой же захватывающей и долгой, как его фильмы — он умер 24 мая 2025 года в возрасте 97 лет. Василий Легейдо рассказывает о режиссере, чьи фильмы спустя полвека не просто не утратили актуальности — дискуссии вокруг них до боли напоминают сегодняшние дебаты о политике памяти. Стоит ли ворошить прошлое? Существует ли коллективная вина? Можно ли любить и ненавидеть целые народы? Вспомнить нельзя забыть: каждым своим фильмом Офюльс ставил запятую в единственно верном месте.

Возмутитель спокойствия

Всю свою жизнь режиссер Марсель Офюльс был неудобным человеком — в своем кино он раз за разом поднимал темы, от которых другие предпочитали отворачиваться. Офюльс снимал фильмы о французском коллаборационизме, о противостоянии лоялистов и республиканцев в Ирландии, о преступлениях американской армии во Вьетнаме, о падении Берлинской стены и коммунистического режима в Германии.

Там, где другие предпочли бы просто забыть и жить дальше, Офюльс разворачивал свою исследовательскую лабораторию. Опрашивал очевидцев, анализировал источники, посещал места преступлений и представлял на суд публики многочасовые картины о событиях, к которым мало кто хотел возвращаться. Его «Печаль и жалость» — хронику сотрудничества французов с нацистами продолжительностью более 250 минут — в либеральной и вроде бы свободомыслящей Франции конца 1960-х подвергли цензуре и показали по телевидению лишь через 12 лет после окончания съемок.

Мнение телевизионщиков было однозначным: Офюльс и его фильм «уничтожали мифы, в которых все еще нуждались французы». От публичной поддержки картины, которая за рубежом получила положительные отзывы и номинацию на «Оскар», отказалась даже пережившая Холокост и участвовавшая в Сопротивлении мыслительница Симона Вейль, которую называли совестью послевоенной Франции.

Рассказывали, что генеральный директор Национальной вещательной компании, посмотрев картину, настолько растерялся, что решил посоветоваться с самим Шарлем де Голлем. Президент якобы ответил: «Франции не нужны истины. Франции нужна надежда». Офюльс же не представлял себе надежду без истины, какой бы неудобной она ни была.

Кадр из фильма «Печаль и жалость» (1969, реж. Марсель Офюльс)

Скандалом сопровождалась и премьера на Каннском кинофестивале 1988 года картины «Отель Терминус. Время и жизнь Клауса Барби» о шефе лионского отделения гестапо, которого незадолго до этого приговорили к пожизненному заключению за преступления против человечности. Зрители в зале погрузились в те же дискуссии, которые Офюльс и герои его интервью вели на экране: стоит ли вспоминать о событиях почти полувековой давности? «Почему мы не можем жить настоящим?» — спросил у Офюльса в фильме его собеседник. На этом моменте пережившая заточение в Освенциме зрительница в Каннах, всхлипывая, сказала, что забыть о таком невозможно. «Хватит ныть! — набросился на нее молодой французский журналист. — Не вините за эти преступления тех из нас, кто тогда еще даже не родился». В зале начался хаос. Женщину принялись утешать. Отчитавшего ее журналиста вывели. Показ продолжился — и те, кто дождался его окончания, наградили фильм овациями.

Написавшая о суматохе в Каннах журналистка Кэрри Рики констатировала: «Есть те, кто не может забыть о Холокосте, и те, кто хотел бы никогда про него не вспоминать».

Об этом конфликте между прошлым и настоящим, памятью и забвением, травмой и безразличием и снимал Офюльс. Но ради чего он это делал? Если для зрителей — то для каких именно? Ведь те, кто и так помнил то, о чем он снимал, не нуждались в напоминании. А для тех, кто хотел бы забыть, его фильмы были скорее источником раздражения, чем назидания. Да и сам Офюльс не претендовал на роль учителя или обвинителя. Так что побуждало его вести хронику чужих страданий?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.