«Россия с 2026 года войдет в неуправляемый процесс разрушения экономики». Анализ и прогноз от экономиста Игоря Липсица*
Прошло первое полугодие 2025 года. Предприниматели, чиновники и экономисты стали все чаще говорить о рецессии российской экономики. Насколько это будет пагубно? Что будет с зарплатами, курсами валют, отраслями, военными расходами и бюджетом. Обо всем этом рассказал в интервью Republic экономист, доктор экономических наук Игорь Липсиц (*Минюст считает «иноагентом»).
— Недавно генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ Валерий Федоров заявил, что экономика больших зарплат — неизбежный путь для России. В то же время есть исследование, что каждая шестая российская компания допускает возможность сокращения зарплат сотрудникам в перспективе ближайших 12 месяцев. Какие у вас соображения на этот счет?
— Идею «экономики высоких зарплат» озвучил Путин. И соответственно ее тут же подхватил ВЦИОМ, как верноподданная организация. Но на проблему надо смотреть комплексно. Федоров видит дефицит рабочей силы и делает логичное допущение: если работодатель хочет удержать своих работников, он должен повышать им заработную плату. Но правда в том, что «экономика высоких заработных плат» — ситуация, которая уже на время возникала в экономике России после начала войны. Если до начала войны уровень безработицы в экономике страны составлял 4,4%, то уже к августу 2023 года этот показатель стал менее 3% и начал формироваться дефицит рабочих рук. И тогда российские компании уже с октября 2022 года начали повышать зарплаты, чтобы удержать или переманить работников. И до декабря 2024 года этот процесс был устойчив и давал заметные результаты: номинальная зарплата росла быстрее инфляции, то есть повышалась и реальная оплата труда. Но с началом 2025 года ситуация переломилась, и к марту 2025 года даже по данным Росстата рост реальной зарплаты прекратился, то есть индексация номинальных зарплат едва поспевала за ростом стоимости жизни в силу инфляции.
Это значит, что теперь начинается другая полоса, когда людям, вопреки бодрым обещаниям президента Путина, уже не будут повышать зарплату. Или в лучшем случае будут повышать, но ненамного, и значит, медленнее инфляции. А в худшем людей будут увольнять или переводить на частично неоплачиваемую работу. Информация о таких ситуациях ко мне уже приходит. Экономика — жесткая система. Чтобы компания могла повысить зарплату своим работникам, у нее для этого должны быть средства, а не обещания президента. А такие средства приносит опережающий по отношению к росту заработной платы рост производительности труда, что опять-таки достигается обычно только благодаря очень большим инвестициям в обновление технологического процесса. Тогда ты можешь работнику зарплату повышать, не сокращая свои прибыли. Если же компания зарплаты повышает, а оборудование и технологии те же и, соответственно, производительность ее работников та же, что и прежде, то прирост зарплаты возможен только за счет сокращения прибыли собственников.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]