Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Области балета

Чем удивлял жителей Еревана Ballet Fest 2025

Спектаклем открытия стала «Жизель» Адольфа Адана в постановке Мариуса Петипа и в редакции Юрия Григоровича. Фото: предоставлено мэрией Еревана

В начале июня состоялся третий по счету Ереванский балетный фестиваль (Yerevan Ballet Fest’ 2025), который под открытым небом для ереванцев и гостей армянской столицы организует мэрия Еревана. На сей раз фест посетило более ста тысяч зрителей. Похоже, ереванский праздник балета завоевывает высокий статус: после «Жизели» Акрама Хана и Английского национального балета организаторы привезли в Ереван звездный Русский балет — Большой и Мариинский театры. Балетные труппы выступили на гигантских подмостках, сооруженных на краю ущелья реки Раздан. Зрительным залом, как и в предыдущие разы, послужил парк Тумо — фестивалю удалось вывести высокое искусство за пределы наскучивших залов в вечернюю прохладу летних ереванских вечеров. Стартовал фестиваль, по замыслу организаторов, в день рождения Арама Хачатуряна.

Фестиваль балета в парке Туманяна. Фото: предоставлено мэрией Еревана

6 июня. Спектаклем открытия стала «Жизель» Адольфа Адана в постановке Мариуса Петипа и в редакции Юрия Григоровича. «Привет из эпохи романтизма» передали ереванскому зрителю артисты Большого театра, два фестивальных дня которых прошли под музыку родного Симфонического оркестра (дирижер — Павел Сорокин). Неодолимо прекрасные при свете ереванской луны призрачные виллисы и их неумолимая повелительница, мучимый угрызениями совести лесничий и коварный возлюбленный Альберт, самоотверженно влюбленная Жизель… Рассказанная виртуозным танцем старая история о любви, преодолевающей границы миров, вновь покорила взыскательного ереванского зрителя.

Дуэт Альберта и Жизели из балета «Жизель». Большой театр. Фото: предоставлено мэрией Еревана

7 июня. В гала-концерт солистов балета включили пять па-де-де, четыре из которых в хореографии Мариуса Петипа — из балетов «Талисман» и «Корсар» (Р. Дриго), «Лебединое озеро» (П. Чайковский) и «Венецианский карнавал» из балета «Сатанилла» (Ц. Пуни), а также дуэт из балета «Ромео и Джульетта» (С. Прокофьев, хор. Л. Лавровского), монолог Фригии и адажио Фригии и Спартака из балета «Спартак» (А. Хачатурян, хор. Ю. Григоровича) — последние в исполнении ведущей солистки Кристины Кретовой и Игоря Цвирко, Большое классическое па на музыку Д.-Ф.-Э. Обера (хор. В. Гзовского). Показали солисты БТ и Гран па из особого для Москвы балета «Дон Кихот» (Л. Минкус, хор. А. Горского) — особого, поскольку он единственный великий классический балет, родившийся именно в Москве, а не перенесенный туда из Парижа или Петербурга.

Дуэт Фригии и Спартака из балета «Спартак». Мариинский театр. Фото: предоставлено мэрией Еревана

9 и 10 июня сцену фестиваля отдали балетной труппе Мариинского театра, «яму» — симфоническому оркестру Мариинского театра. «Оркестр слышно?» — спросил на репетиции из-за пульта Арсений Шупляков у полного «зала» зрителя, который традиционно бронировал места аж за четыре часа до начала спектаклей.

9 июня. В свой первый день звезды петербургского балета представили одноактные балеты Михаила Фокина — «Шопениану» и «Шехерезаду». Бессюжетный балет-зарисовка на музыку Фредерика Шопена, этот оммаж эпохе романтизма, очаровал Ереван воздушными танцами бесплотных сильфид, поэзией «белого балета» и летящими арабесками. Как и задумывал в начале ХХ века уставший от моды на виртуозность хореограф, «танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического».

«Шахеризада». Фото: предоставлено мэрией Еревана

Но настоящий фурор в Ереване произвела поставленная на сюжет из «Тысячи и одной ночи» «Шехерезада» — а как иначе, когда на фоне сочных красок Льва Бакста под сказочную музыку Римского-Корсакова на сцене рождается невиданная пластика и царят гаремные интриги, над сценой — парит полуобнаженное тело Кима Кимина, а сладострастные оргии в арабской ночи безуспешно пытается охладить легкий ереванский бриз?

10 июня. Ереванскую публику ждал еще один яркий дивертисмент, вечер, полный мировых шедевров. Первое отделение заняла одноактная «Кармен-сюита». В далеком 1967-м этот балет поставил для Майи Плисецкой кубинский хореограф Альберто Алонсо под музыку Родиона Щедрина — транскрипцию оперы Бизе. Балерина, как в свое время и Плисецкая, расхаживала по сцене не на носочках и в «пачке», а «с пятки» и в рискованно коротком платье, не по-балетному гнула тело, бросая канонам хореографии вызов, полный непозволительной страсти, свободы и дерзости.

Во втором отделении представили па-де-де из «Спящей красавицы» Чайковского и «Дон Кихота» Минкуса. Жемчужиной дивертисмента стал «Лебедь» на музыку Сен-Санса в исполнении примы-балерины Мариинского театра Дианы Вишневой — исключительное зрелище, вызванное сочетанием изящества, высокого стиля и непринужденности.

Диана Вишнева. «Лебедь» Сен-Санса. Фото: предоставлено мэрией Еревана

Сцена словно проснулась с выходом Кима Кимина в па-де-труа из балета Адана «Корсар», смотреть на которого — одно удовольствие: потрясающе высокий прыжок, безукоризненно вращение и — при всем изяществе танцора — незаурядное мастерство поддержки партнерши.

Мариинский также преподнес ереванцам в подарок фрагменты из балета «Гаянэ» и адажио из «Спартака» Хачатуряна. Высокого мастерства исполнения и исторических костюмов в «Гаянэ» лично мне показалось недостаточно — передать «армянский акцент» балета, к сожалению, не удалось. Другое дело, дуэт Фригии и Спартака — апофеоз темы любви, где безоговорочно слились виртуозное исполнение артистов и оркестра, тоска по родине, мечта о свободе, ласковые интонации линии Спартака и духовых инструментов.

Фокинскую «Шопениану» питерцы представили в редакции Агриппины Вагановой, методика преподавания классического танца которой стала основой мировой балетной педагогики. Свою авторскую систему, прозванную балетным миром «вагановской», она подробно изложила в книге «Основы классического танца», изданной в 1934 году. С тех пор книга выдержала шесть переизданий и была переведена на многие языки мира. В рамках третьего Ереванского балетного фестиваля по заказу мэрии Еревана фундаментальный труд Вагановой впервые издан на армянском языке*. Отныне «Основы классического танца» доступны будущим артистам армянского балета на родном языке — их и Агриппины Вагановой!

Сцена из балета «Шопениана». Мариинский театр. Фото: предоставлено мэрией Еревана

13 июня. Откричав «браво» звездам Русского балета, зритель с некоторой опаской ждал день, отданный труппе Национального театра оперы и балета. Однако единственное, что разочаровало, — это погода, обрушившая дождь на верного фестивалю зрителя и лишившего зрителя возможности насладиться вечером под живое исполнение оркестром оперного театра. Надо сказать, что Национальный театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна избрал мудрую тактику, представив на фоне коллег-грандов балет современный — сразу три премьеры.

Абстрактную хореографическую композицию «Болеро X», основанную на известном произведении Мориса Равеля, несколько месяцев ставил на артистов ереванского балета Шахар Биньямини. В своей постановке израильский хореограф, преподаватель языка движения Gaga, исследует силу единения, силу сплоченности и новые смыслы — он считает, что танец обладает внутренней силой и способен быть глубоко исцеляющим, он советует танцорам видеть кожей и чувствовать запах глазами…

«Балеро». Фото: предоставлено мэрией Еревана

Вторая премьера — это «Послеполуденный отдых фавна», одноактный балет на музыку Клода Дебюсси, премьерный показ которого в постановке Вацлава Нижинского французский критик назвал «Восемью минутами красоты».

Завершила фестиваль ереванская премьера балета «Весна священная» в современном прочтении балканского хореографа Эдварда Клюга.

«Весна священная». Фото: предоставлено мэрией Еревана

Ереванские танцовщики исполнили древний ритуал пробуждения весны, идея о воплощении которого в музыке пришла во сне Игорю Стравинскому. Минимум декораций, отсутствие привычных для этого балета этнических костюмов, щеки девушек, будто накрашенные свеклой, — чтобы перевоплотить танцоров в участников древнего славянского ритуала, — потоки воды, заливающие сцену, по которой скользили изможденные действом балерины… И знаменующий начало весны ливень — он пролился под конец на сцену с колосников…

Кто знает, может, этот древний ритуал в современном прочтении и вызвал в последний день третьего Ереванского балетного фестиваля проливной дождь, о котором ни слова не было в прогнозах погоды?

Эрна РЕВАЗОВА

* Издатель — культурная организация «Сарер», переводчик — Сона Арсенян, консультанты проекта — хореографы Эльвира Мнацаканян и Ара Асатурян.