«Вы по нам поедете, мужчины?»
В «Лосиный остров» пыталась прорваться тяжелая техника и титушки. На пути встали местные жители

Люди восстанавливают блоки заграждения от тяжелой техники. Фото: Татьяна Юрасова
В понедельник, 7 июля, житель подмосковного Королева Михаил взял на работе выходной и на велосипеде прикатил в Финский поселок, к месту, где заканчивается город и начинается национальный парк «Лосиный остров». В кустах напротив бывшего цветочного хозяйства, где улица Толстого переходит в лесную дорогу, валялись два поврежденных бетонных блока. Много лет они преграждали путь вглубь национального парка, о чем предупреждали установленные рядом знаки: «Особо охраняемая природная территория» и «Въезд механизированных транспортных средств запрещен». Однако накануне вечером со стороны улицы Толстого на полной скорости к блокам подъехал экскаватор, в считанные минуты снес их с дороги и умчался. Путь на территорию парка для строительной техники был открыт.
С декабря 2023 года власти Подмосковья продавливают план строительства дороги от съезда с Ярославского шоссе на Водопроводную аллею в Мытищах через Лосиный остров до улицы Калининградская в Королеве. По их замыслу, она позволит решить проблему пробок при въезде в наукоград. Против стройки решительно выступили жители Королева, Мытищ и Москвы, а также экспертное и научное сообщество. «Лосиный остров» имеет статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения, по закону строительство и реконструкция дорог здесь запрещены. Путем разного рода манипуляций, о которых уже рассказывала «Новая», стройку продвигают под видом капитального ремонта, что не требует согласования с Минприроды.
Когда «протащить» за один раз все семь километров трассы не удалось, задачу разбили на три части. Один договор на проведение работ по капремонту заключили отдельно — по Водопроводной аллее в Мытищах, которую два года назад уже капитально отремонтировали. Другой — отдельно на участок в районе улицы Калининградской в Королеве, куда подрядная организация АО «МСУ-1» пригнала тяжелую технику и уже три недели ведет земляные работы. И отдельный договор заключен на идущую через нацпарк лесную дорогу, треть которой является простой грунтовой колеей. «Капремонт» грунтовки означает строительство дороги с вырубкой 1860 деревьев.
Узнав о сносе заградительных блоков, Михаил тем же вечером приехал к цветочному хозяйству. Там уже было много жителей Финского поселка — района Королева с частной застройкой. Люди договорились быть на связи и бдить. Пришла к «цветочке» и Ирина с дочерью. «Дочь вызвала полицию, участковый приехал, но составлять протокол отказался, сказал, что не имеет права выписывать после 22 часов», — рассказывает Ирина. Участковый посоветовал вызвать полицию утром, часов в девять.
К девяти утра Ирина с сестрой, дочкой и внуком пришли вызывать полицию на площадку рядом с пересечением улиц Жуковского и Толстого и увидели, что там уже стоит полицейский УАЗ. Приехали туда и Михаил с отцом.

Сейчас трудно сказать, когда точно подъехали КамАЗы. В какой-то момент все вдруг увидели, что они стоят на углу улиц Толстого и Жуковского, готовые рвануть по прямой. Слева от них, в теньке под кронами деревьев парка Коржевских культур, материализовались крепкие мужчины преимущественно в черной одежде и в медицинских масках. «Похожи на бандитов из 90-х», — произнес кто-то из собравшихся.
Из-за КамАЗов на площадку выехала «Нива», к ней направились полицейские.
— Кто они, куда они едут? — выкрикнул кто-то из жителей.
Человек 10–15 мужчин и женщин стояли группой, загораживая собой проезд в нацпарк. Люди фиксировали происходящее на видео, рассылали сообщения в чаты защитников «Лосиного острова», звонили друзьям и соседям. Вскоре подъехали еще несколько человек на велосипедах.
Из «Нивы» вышли крупный мужчина в клетчатой рубашке и мужчина помоложе в светлой тенниске. Люди потребовали их представиться и показать документы.
За полтора года противостояния стройке горожане столкнулись с таким количеством обмана, вранья и нарушений, что вопрос о документах стал ключевым. Например, в районе улицы Калининградской работы шли уже третью неделю, срубили несколько вековых сосен,
между гор щебня и песка курсировала тяжелая техника, но помимо ордера на изыскательские работы строители так и не показали никакой разрешительной документации, что зафиксировано в полицейских протоколах. Тот же самый выданный в Королеве ордер предъявили и в Мытищах, где вдоль Водопроводной аллеи в течение дня вырубили все деревья.
— Мы защищаем «Лосиный остров», — объяснила одна из женщин свое право требовать документы.
— От кого вы защищаете «Лосиный остров»? — спросил мужчина в клетчатой рубашке. И получил в ответ:
— От таких, как вы, от варваров! От тех, кто хочет его застроить!
Мужчина в клетчатой рубашке усмехнулся и начал куда-то звонить. Подошел другой, в тенниске, сказал, что он представитель подрядной организации и что у его спутника есть пропуск.

— Молодой человек, у вас хорошее зрение? Здесь написано, — одна из женщин указала рукой на стоящий вдоль дороги знак: — «Особо охраняемая природная территория, проезда нет»!
— Какой у него пропуск? На тяжелую технику? Это незаконно! «Нужны разрешительные документы на производство работ!» — сказала другая женщина.
Мужчина объяснил, что на территорию «Лосиного острова» нужно проехать водителю по работе, и показал пропуск, выданный на проезд «Шевроле Нивы», принадлежащей АО «МСУ-1». Люди несколько раз сняли пропуск на фото и видео, после чего разрешили водителю проехать.
В 9.57 к жителям решительным шагом подошел мужчина в клетчатой рубашке и сказал, чтобы они освободили дорогу, так как сейчас пойдет техника. Заработали двигатели КамАЗов. «Клетчатый» махнул рукой. Перед первым самосвалом выстроились крепкие ребята в масках.
— Вы по нам поедете, мужчины? — спросил кто-то из женщин.
— Да, по вам поедем, — ответил «клетчатый».

Позже личность его идентифицируют — Сергей Пакскин, выпускник военного училища, частный охранник, кандидат в мастера спорта по армейскому рукопашному бою. «Честный, аполитичный, пунктуальный», — характеризует он сам себя в резюме.
Полицейские встрепенулись, вид у них был растерянный. Один из них начал звонить по телефону.
— Вызывайте Росгвардию, — посоветовала сержанту одна из женщин.
«У вас нет разрешения», — кричали женщины. К тому времени уже всем было ясно: разрешительной документации у строителей нет, иначе они обошлись бы без этих крепышей в масках. Видимо, титушек привлекли, чтобы силой расчистить дорогу технике, быстро проникнуть в «Лосиный остров» без документов, закрепиться там и начать рубку. Эту схему опробовали на многих природных территориях.
— В целях безопасности — отойдите в сторону, — сказал крепыш в черном и маске.
— Нет, — хором ответили женские голоса.
Титушки начали рассредотачиваться среди защитников «Лосиного острова».
Возникла суета и неразбериха, личности с накачанными бицепсами хватали местных и выталкивали их с проезда в сторону, а те возвращались и снова преграждали путь самосвалам. Выглядело это как командная борьба сумо.
Тем не менее КамАЗы понемногу продвигались, людей раскидывали быстрее, чем они успевали вернуться. Полицейский вошел в толпу, пытаясь развести группы титушек и жителей, но все уже перемешались.
«Что ж вы надели маски, боитесь? Трусы, трусы!» — доносился мужской голос.
Вдруг все перекрыл женский крик. Видимо, кричала дочь Ирины, когда увидела, как здоровый бугай пытается оттащить мать, выворачивая ей руки. «Отойдите от женщины», — заорал на него Михаил.
Ирина уцепилась за бампер КамАЗа. Ее дернули с такой силой, что оторвали вместе с бампером. Титушка потащил ее в сторону, но не удержался и упал, не выпуская Ирину из рук. Она тоже упала. Полицейский помог ей подняться.

Михаил одной рукой отталкивался от крепышей, а в другой держал смартфон, фиксируя на видео происходящее. Как у всех зашитников «Лосиного острова» со стажем, на его смартфоне для фиксации нарушений было установлено приложение, отображающее на фото и видео информацию о дате, времени и месте съемки. Вскоре кадры противостояния с метками начнут распространяться по чатам и каналам.
Андрей, отец Михаила, сорвал с одного из качков маску, под ней оказалось растерянное, но вполне симпатичное лицо. Его подельник схватил Андрея захватом под горло и потащил в сторону, к забору. Михаил бросился на помощь.
— Росгвардию быстрее вызывайте! Ребята, где подкрепление? — кричала полицейским женщина.
— Я вызвал, — словно оправдываясь, ответил ей молодой полицейский.
— Вы что творите? — потрясенно повторяла женщина в возрасте. Она стояла и плакала.
КамАЗ продолжал медленно продвигаться в направлении нацпарка. Качки раскидывали людей в сторону, расчищая ему путь.
— Полиция, вы какого хрена стоите? — крикнула женщина.
После этих событий полицейским достанется от горожан за бездействие.
— Вроде бы они и бездействовали, но при них эти качки боялись нас бить, — скажет потом в их защиту Михаил.
На площадку въехала машина Росгвардии. Качки сразу испарились. Офицер с автоматом наперевес проинформировал, что они приехали для предотвращения провокаций. «Чтобы они к вам физического контакта не имели, а вы к ним», — объяснил он. По его словам, скоро прибудет представитель МВД для установления всех обстоятельств.

Через какое-то время оторванный бампер погрузили на КамАЗ, затем машины развернулись и уехали. Вскоре приехал полицейский офицер.
— Я у него спросила, почему он у тех не берет показания, а он сказал, что у них показания возьмут другие люди, — передает Ирина свой разговор с полицейским. Она одета в голубое платье в цветочек, без рукавов, обе руки в царапинах, видно, что на них начинают проступать синяки. Она вынуждена обратиться за медпомощью.
— Кто вообще они такие? Это же натуральные бандиты, — недоумевает она.
Крепкие мужчины характерной наружности появляются в Королеве, когда требуется сделать что-то неприглядное чужими руками. Так, на выборах в 2021 году ребята в черном мешали работе наблюдателей и прессы, тогда же четверо из них организовали провокацию против общественного деятеля Игоря Гришина. В тот раз это были чоповцы из Реутова, а на подхвате у них работали молодые спортсмены из Москвы и области.
Откуда прибыли крепыши в этот раз, кто заказал и оплатил их услуги — пока неизвестно.

Кадры схватки на подступах к нацпарку мужиками в масках на фоне КамАЗов вызвали у общественности шок. Люди забрасывали чат мэра города Игоря Трифонова вопросами, но ответов не получали. Сообщения о вторжении в «Лосиный остров» мгновенно распространялись в социальных сетях.
Вечером после работы к месту столкновения на стыке улицы Толстого и лесной дороги стекались люди. Участники схватки рассказывали журналистам и соседям подробности происшедшего. Ирину легко узнавали по яркому платью, подходили к ней, говорили слова поддержки, просили показать травмы. Помимо синяков и царапин, в больнице у нее обнаружили сильный ушиб плеча. Она думает, что ушиблась при падении «с тем бандитом». После пережитого стресса ее немного трясет, но завтра она уже планирует собирать в поселке подписи в прокуратуру.
— У меня внук Матвей, 5 лет, мы с ним здесь всё исходили. А если будет дорога, где будут гулять мои внуки? — объясняет она.
Подписи уже начали собирать — в прокуратуру и куда-то еще. На пятачке собралось уже много народа, приехали люди из Мытищ и Щелкова — вдоль ограды парка все уставлено велосипедами. Мы разговорились с жительницей поселка Натальей и ее подругой, в руках у них папки с документами. Они рассказали, что заграждающие блоки на границе между Финским поселком и участком национального парка «Лосиный остров» были установлены по решению властей в 2012 году. Тогда в час пик мимо поселка потоком шли автомобили, объезжая пробку на Ярославке: за мостом через Яузу съезжали на Водопроводную аллею, затем поворачивали в «Лосиный остров», у шлагбаума платили 100 руб. за проезд на охраняемую территорию и через несколько километров въезжали в Королев возле цветочного хозяйства.

Женщины показывают протокол межведомственного совещания департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в мае 2012 года, на котором было принято решение установить блоки.
«Блоки были установлены на законном основании, а на каком основании их снесли?» — негодуют жительницы.
Видимо, та же мысль пришла не только им. Около десятка мужчин, используя ломы в качестве рычага, ставили порушенные блоки на прежнее место. Кто-то притащил кувалду и вбивал металлические столбы для усиления.
В центре пятачка уже собирался народ для записи видеобращения к президенту. Третьего или четвертого по счету.
— …Путем подлога, путем обмана, путем…
— …Подтасовок, — подсказали оратору из толпы.
— …Путем введения в заблуждение граждан администрация Королева и правительство Московской области говорят, что дорога через «Лосиный остров» якобы решает транспортные проблемы Королева. Это ложь, это неправда, — говорил на видеокамеру один из защитников «Лосиного острова».
Другие на велосипедах поехали посмотреть, что происходит на участке строительства на Калининградской. Через дорогу от того места уже начали возводить жилой комплекс. Без дороги через национальный парк квартиры в нем не продать.