Горел театром или погорел?
Кто такой Владимир Кехман и что ему предъявляет Следственный комитет

Владимир Кехман. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Директор МХАТ им. Горького в Москве и худрук Михайловского театра в Петербурге Владимир Кехман варится в среде театральных управленцев еще с 2007 года. Его решение театрально-ремонтных вопросов ранее уже интересовало представителей закона — в 2016-м суд оштрафовал Кехмана за незаконную реконструкцию Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ), которым он руководил с 2015 года в должности гендиректора.
В этот раз Кехману вменяют более тяжелую статью — о растрате при реконструкции старой сцены МХАТа (ч. 4 ст. 160 УК РФ), по ней могут лишить свободы на 10 лет. Утром 9 июля в дом Владимира Кехмана в Подмосковье с обыском нагрянули сотрудники центрального аппарата СК, следственные действия также прошли во МХАТ им. Горького и еще по нескольким адресам. Директора МХАТа из дома доставили на допрос, однако процессуального статуса у него не было. 10 июля госСМИ написали, что театральному управленцу предъявили обвинение в растрате и отпустили под подписку о невыезде.
Под пристальным вниманием следователей — тендеры на ремонт театров Кехмана, которые проводились, по их версии, по завышенным ценам, а выигрывали их одни якобы и те же компании.
По данным «Коммерсанта», с 2022 по 2024 год на ремонт во МХАТе объявлялось три конкурса — на 267 млн, 404 млн и 927 млн рублей. Два из них, включая самый крупный, получила компания Марата Каргинова «РСК-Ренессанс», СМИ предполагают, что будто бы он — деловой партнер Кехмана. Как пишет «Фонтанка», силовики заинтересовались компаниями Каргинова, а также «Атлант-проектом» Петра Семенова, который монтировал системы механизации и управления во МХАТе на общую стоимость более 5 млрд и оборудование в Михайловском театре — примерно на 700 млн.
В конце 2012 года Владимир Кехман уже оказывался фигурантом уголовного дела. Ныне театральный менеджер, в прошлом — «банановый король», владелец обанкротившейся компании JFC, которая поставляла бананы в Россию. Так вот, Кехману и топ-менеджерам JFC Андрею Афанасьеву и Юлии Захаровой вменяли хищение и отмывание банковских 20,2 млрд рублей — по ч. 4 ст. 159.1 УК РФ и ч. 2 ст. 174.1 УК РФ. В нынешнем «мхатовском деле» против Кехмана (во всяком случае, репутационно) работают и долги по кредитам на 17,8 млрд рублей, большая часть которых тянется с 2021 года.
Сцену МХАТ им. Горького окончательно закрыли на ремонт в середине января этого года. Театр досрочно завершил сезон, а зрителей готовился встречать спустя девять месяцев — в октябре 2025-го. Этот срок называл сам Кехман, уточняя, что ремонтные работы затянулись из-за того, что иностранные поставщики прервали отношения с Россией на фоне СВО. Когда и как теперь откроется МХАТ — непонятно.

В театр на Тверском бульваре экс-банановый король пришел в 2021 году генеральным директором. Вскоре после назначения он предложил тогдашнему худруку Эдуарду Боякову сложить с себя полномочия, на что тот согласился, несмотря на пятилетний контракт. «Устраивать оппозицию или фронду в ситуации, когда руководство не хочет со мной работать, не в моих правилах. Озвученная Кехманом причина — мое отношение к Дорониной», — сообщил Бояков в соцсетях.
Во МХАТе Владимир Кехман попытался выступил этаким голубем мира. Звучали обещания встретиться с Татьяной Дорониной, занимавшей пост худрука театра более 30 лет, узнать пожелания и даже уговорить выходить на сцену. С ней, по словам нового директора, «весь театр поступил несправедливо».
Как известно, отношения Дорониной и назначенного в 2018-м Эдуарда Боякова не сложились из-за «расхождения во вкусах», и для экс-худрука ввели утешительную должность президента театра. Не сложилось у Боякова и с труппой — несколько артистов подали судебные иски против нового руководства МХАТа. Самой обсуждаемой (но не из-за художественной значимости) премьерой бояковского МХАТа стал «Чудесный грузин», где играла Ольга Бузова. Вскоре после своего назначения Кехман спектакль снял и решил держать курс на классическую драматургию. Однако место нашлось и современному «патриотическому» — в январе этого года во МХАТ им. Горького представили литературно-музыкальную композицию «Настоящие». Первая в федеральном театре постановка об СВО собрала на одной сцене таких деятелей, как певец SHAMAN, рэпер ST, писатели Захар Прилепин и Олег Рой, актер Михаил Мамаев, и других.

Одной из наиболее «звучащих» в медиапространстве премьер кехмановского МХАТа стали «Женщины Есенина». По словам директора театра, из-за этой постановки у него был конфликт с Татьяной Дорониной, которая «в ультимативной форме потребовала отменить премьеру». «Я ей ответил так же жестко: «Татьяна Васильевна, слушайте меня внимательно. В моей жизни были две выдающиеся женщины — Елена Васильевна Образцова и Валентина Ивановна Матвиенко. Никто из них не позволял себе так со мной разговаривать. Поэтому я вас очень прошу, прекратите: а) разговаривать со мной в таком тоне; б) запрещать делать то, что я знаю точно, необходимо сейчас сделать», — рассказал Кехман «Аргументам и фактам» в 2022 году, отметив: с тех пор у него с Татьяной Дорониной хорошие отношения.
Про жесткость и умение этого театрального деятеля добиваться своего известно давно. Так,
Владимир Мединский, еще будучи при должности министра культуры, сравнил Кехмана с клещом, который «вцепляется и требует деньги на ремонт, на замену стульев, на туалеты, на проведение гастролей и прочие нужды», и подчеркнул, что такая хваткость идет на пользу театру.
Режиссер Александр Сокуров отметил, что Кехман горел театром и, получив назначение в Михайловский, «восстановил его физически, поднял на ноги». Но, по словам Сокурова, экс-бизнесмен «потерял чувство меры». Полагая, «что руководить театром несложно, что деньги предопределяют всё, ему казалось, что это самый близкий путь к контактам с власть имущими», которые Кехман «всегда очень ценил».
Будучи руководителем Михайловского театра, Кехман не сторонился и артистического искусства — выходил на сцену в роли Принца Лимона в детском балете «Чиполлино», а позже предстал в образе ни много ни мало Ивана Грозного в опере «Опричник». Последнюю поставил начальник Управления администрации президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, который на сегодняшний день выступил режиссером-постановщиком нескольких опер в известных российских театрах.

Михайловский театр свел Владимира Кехмана и с Владимиром Путиным, который впервые пришел туда в должности премьер-министра на концерт фонда «Подари жизнь» в 2010-м. В том же году Путин участвовал в концерте «Помоги тигру», в 2011-м посетил мероприятие к 50-летию побратимских отношений между Дрезденом и Петербургом, а в 2012 году — 100-летие Российского футбольного союза. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на знакомого Кехмана, знакомство с Путиным ничего бизнесмену не дало, но театр получил премьерский грант — 137 млн рублей ежегодно вплоть до 2015 года.
Говорят, экс-банановый король может найти общий язык с очень разными людьми. Если верить словам самого Владимира Кехмана, то свою кандидатуру на пост директора Михайловского театра он лично предложил тогдашнему губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, и та согласилась.
За театр новый гендир взялся капитально: «Под его руководством Михайловский театр стал одним из ведущих творческих коллективов России. При участии выдающихся деятелей музыкального, театрального и хореографического искусства — Елены Образцовой, Фаруха Рузиматова, Начо Дуато (Испания), Михаила Мессерера, Даниэле Рустиони (Италия), Петера Феранеца (Словакия), Владимира Юровского, Андрия Жолдака (Украина), Дмитрия Чернякова, Михаила Татарникова, Георгия Цыпина, Зиновия Марголина, Глеба Фильштинского, Андрея Могучего, Василия Петренко, Василия Бархатова, Юргена Флимма (Германия) и других — была реализована успешная творческая стратегия, осуществлены оперные и балетные постановки, ставшие яркими событиями культурной жизни. Михайловский театр стал обладателем национальной премии «Золотая маска», — говорится на сайте учреждения культуры. И в этом есть правда, а не только пиаровские закорючки.
Пост гендиректора Михайловского театра, по словам знакомого с Кехманом банкира, понадобился ему как человеку, который всегда был склонен к пиару и «хотел делать красивый качественный элитный бизнес». Потому и пошел в культуру — «реализовать стремление к красивому качественному бизнесу», писали «Ведомости» в подробной биографии бизнесмена.
Как-то удачно для себя Кехман высказался и против оперы Тимофея Кулябина «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, которую обвиняли в оскорблении чувств верующих, — дело тогда дошло до суда. Высказался так удачно, что сам занял место уволенного после скандала директора театра Бориса Мездрича и вскоре снял «Тангейзера». С 2015 года Владимир Кехман совмещал должности худрука Михайловского театра и гендиректора НОВАТа, а с 2017-го по 2021-й руководил Новосибирским театром в качестве худрука. В 2022 году, уже будучи директором МХАТа, Кехман вернулся в НОВАТ, чтобы дебютировать в качестве режиссера. Он поставил балет «Конек-Горбунок», а на роль царя пригласил Марата Башарова.
Талант находить общий язык с разными людьми помогал Владимиру Кехману и тогда, когда в импортируемых его компанией бананах, по данным СМИ, якобы нашли запрещенные наркотические вещества, и когда банки к нему предъявили претензии на миллиарды рублей, и наверняка во многих других, более мелких (по сравнению с этими) ситуациях. Как ляжет карта во «мхатовском деле» и станет ли это разбирательство еще одним показателем, что власти теперь с бо́льшим вниманием относятся к тратам бюджетных средств, покажет время. Вероятно, ближайшее.
Маргарита Усольцева