Дата
Автор
Алексей Ремизов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Виза в один конец. Как власти российских регионов участвуют в вербовке арабских наемников на войну

Лишь в России Вахид узнал, что его отправляют на фронт в Луганскую область. Хотя он и согласился воевать, уже через несколько месяцев записал своей семье в Сирию душераздирающее голосовое сообщение об ужасах боевых действий и своем желании вернуться домой. Это сообщение вызвало большой резонанс в местных СМИ. Власти провинции Сувейда даже попытались договориться о возврате наемника с российским посольством в Дамаске, но безуспешно. О желании вернуться домой заявляли еще как минимум семь жителей Сувейды, попавших на войну вместе с Вахидом. В сентябре 2024 года Вахид погиб в «мясном штурме». Никаких компенсаций со стороны российских властей его семье не полагается.

Как устроена система вербовки

Легализация арабских наемников — это хорошо организованная схема, в центре которой, как выяснил The Insider, находятся главы администраций приграничных российских регионов, сотрудники миграционных служб и российского Министерства иностранных дел. Их задача — обеспечить для ведения войны в Украине постоянный приток бойцов из таких стран, как Сирия, Йемен, Ливан и других государств, испытывающих серьезные экономические и политические проблемы. Бедное население готово хвататься за любую возможность — обещание хорошего заработка и легализации в России выглядит для них привлекательно.

Контакты будущих наемников с вербовщиками происходят через каналы и чаты в Telegram и WhatsApp. Самый крупный канал вербовки — «Друг России». Ключевые организаторы этой и других подобных площадок включены в список украинского проекта «Миротворец». Это россияне Полина Азарных и Сергей Мерзляков, а также живущий в России сириец Абид Калид Шариф Абид. Наемникам обещают российский паспорт (фактически его выдают после подписания контракта с Минобороны) и зарплату не менее чем в две тысячи евро.

После установления контакта будущих наемников просят переслать сканы их паспортов и других документов. Затем списки завербованных передаются российским чиновникам из приграничных регионов, которые, в свою очередь, должны обеспечить административное прикрытие для оформления виз и отправки наемников на войну.