Шах королю: нарастающие протесты под лозунгами No Kings! предвещают республиканцам потерю большинства в Конгрессе
Протесты не ограничивались какой-то одной центральной темой — американцы просто выражали несогласие с действующей администрацией. Если на аналогичных акциях Hands Off! («Руки прочь!»), которые проходили в апреле, в основном критиковали миллиардера Илона Маска и сокращение госслужащих и различных социальных программ, то в этот раз больше внимания уделялось миграционной политике Белого дома и массовым депортациям, а также угрозе авторитаризма.
Протесты и беспорядки
Митинги No Kings! прошли довольно мирно. Единичными случаями насилия были наезд водителя на протестующих в штате Виргиния, а также стрельба на марше в Солт-Лейк-Сити в Юте. Там конфликт начался из-за присутствия на митинге человека с винтовкой, который начал целиться в протестующих. Один из митингующих выстрелил в него, но попал в прохожего, который позже скончался.
В Лос-Анджелесе, где проходил один из самых массовых митингов, под конец мероприятия полиция применила слезоточивый газ и начала разгонять протестующих, которые скандировали «позор» в адрес находящихся в городе бойцов Национальной гвардии. Они остаются в городе после июньских протестов из-за задержаний мигрантов федеральными правоохранителями из миграционной полиции ICE. Тогда протесты быстро переросли в столкновения с местной полицией возле офисов федеральных ведомств и беспорядки, в ходе которых были подожжены несколько машин и разграблены около десятка магазинов.
После этого Дональд Трамп подчинил себе Национальную гвардию Калифорнии и отправил около четырех тысяч нацгвардейцев на защиту федеральной собственности. Позже к ним присоединились еще 700 морских пехотинцев. Это первый случай мобилизации Национальной гвардии с 1992 года, когда в Лос-Анджелесе бушевали бунты после оправдания полицейских, избивших афроамериканца Родни Кинга. Тогда погибли более 60 человек, еще почти 2400 получили ранения, а арестованы были более 12 тысяч человек.
И если тогда Национальная гвардия была поставлена под федеральный контроль по просьбе губернатора штата, то в этот раз решение было принято Трампом единолично. Последний раз подобное случалось аж в 1965 году, когда президент Линдон Джонсон подчинил себе Нацгвардию Алабамы после отказа губернатора штата Джорджа Уоллеса защитить от атак местных жителей активистов движения за гражданские права афроамериканцев, которые шли маршем из Сельмы в Монтгомери.
В случае последних беспорядков в Лос-Анджелесе Трамп также заявил, что губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом и мэр города Карен Басс отказываются обеспечить безопасность в городе и поэтому он взял эту ответственность на себя. Сам Ньюсом это отрицает, настаивая, что разгоном беспорядков занималась именно полиция Лос-Анджелеса, а не Нацгвардия и морпехи. Действия Трампа Ньюсом назвал незаконными и сейчас оспаривает их в суде. В итоге, после долгих разбирательств и апелляций федеральный окружной суд согласился с позицией Калифорнии.
Трамп настаивает, что в случае препятствования работе федеральных миграционных органов он готов не только отправить армию в другие города страны, но и может применить старинный Закон о восстании 1807 года, который разрешает использовать военнослужащих для правоохранительной деятельности, будь то разгон протестов или аресты мигрантов.