Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Внезапный кризис

Ирина Подносова на должности председателя Верховного суда не запомнилась ни плохим, ни хорошим. Кто будет вместо нее — болезненный вопрос

Ирина Подносова. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Председатель Верховного суда Ирина Подносова, которая скончалась, по сообщению ТАСС, после тяжелой болезни, за время нахождения на этом посту с 17 апреля прошлого года не успела отличиться ни плохим, ни хорошим. В ее бытность председателем в прошлом июле в 10–20 раз выросли судебные пошлины, но специальные пункты об этом были включены в более обширный налоговый закон, который лоббировало Министерство финансов.

Верховный суд ни до Подносовой, ни под ее руководством не принял ни одного разъяснения или обзора судебной практики по наиболее спорным сегодня делам о «военных фейках», «экстремизме» и др. Это означает, что, как и в бытность председателем ВС Вячеслава Лебедева, соответствующая

«температура» репрессий (например, 6–8 лет по статье 207.3 УК) выставлялась непублично, методом проб и ошибок или на каких-то закрытых совещаниях, да и там, очевидно, с помощью намеков.

Кончина Подносовой, которая была однокурсницей Владимира Путина, ставит его в неловкое положение: если болезнь Подносовой была «тяжелой», о ней могло и должно было быть известно еще при ее назначении. Неизбежное участие на этом уровне в судейских интригах и подсиживаниях требует постоянной концентрации, на что нездоровый и немолодой человек не всегда способен.

На верхних этажах судейской иерархии и сегодня будет сложно найти кандидата в председатели ВС, который, с одной стороны, был бы достаточно молод, а с другой — досконально проверен с точки зрения лояльности президенту и «равноудаленности» от элитных групп, которые постоянно переформатируются вокруг него.

Должность председателя Верховного суда, как и Конституционного суда РФ (Валерию Зорькину 82 года), — ключевая в том смысле, что

при любом проявлении нестабильности в высших эшелонах власти высшие судьи могут выйти из тени на политическую авансцену и начать принимать решения, согласованные не с прежней «вертикалью», а с одной из групп, конкурирующих за власть.

Ровно на такую возможность указали и юристы — авторы исследования «100 дней после Путина», о котором мы рассказали на сайте 10 июля.

Будем посмотреть, кого президент предложит Совету Федерации в качестве новой кандидатуры председателя ВС РФ.