«Нам запрещают говорить, что это для войны». Как сотни тысяч школьников вовлекли в разработку дронов под видом образовательных кружков
Говорим «пчелы», подразумеваем «украинцы»
Вскоре после начала полномасштабного вторжения в Украину, в июле 2022 года, в оккупированном Севастополе прошло мероприятие, в ходе которого было объявлено о создании «киберфизической платформы» для школьников под названием «Берлога». Организаторы обещали вернуть Россию «в число лидеров мирового технологического развития», причем сделать это должны были дети — с помощью специальных игр управлять беспилотниками и разрабатывать для них софт. Место и время организаторы назвали неслучайными, как бы намекая, для чего и против кого эти беспилотники будут использоваться.
Формально «Берлога» к войне в Украине никакого отношения не имеет: школьникам рассказывают, что на фантастической планете есть «разумные медведи», которым нужно отбиваться от «пчел». В одной игре они защищают дронами «энергомёд» от кибернасекомых, отражая «нарастающие волны врагов», в другой учатся управлять квадрокоптером и доставлять грузы по координатам. В следующих релизах игрокам обещают дать возможность дорабатывать конструкцию беспилотника, составлять для него маршрут и делиться кодом с другими игроками.
Реальные же задачи организаторов угадать несложно. Проект «Берлога» — часть экосистемы, созданной Агентством стратегических инициатив (АСИ). Он связан с родственными проектами — сетью научно-технических кружков НТИ и интенсивом «Архипелаг», где уже безо всякого стеснения испытываются военные дроны.
Подразумевается, что, попав в конвейер АСИ, ребенок уже не выпадает из него: сначала дети вовлекаются в игровую платформу «Берлога», затем переходят на олимпиады и кружки НТИ, потом попадают на интенсив «Архипелаг» или на мероприятия центра «Сириус», которые уже подыскивают кадры для армии и связанных с войной госкорпораций. (То, что все эти проекты связаны, видно и по тому, как государство распределяет финансовые потоки.)
Запуск «Берлоги» одобрил лично Владимир Путин, и с тех пор проекту благоволит административный ресурс, где главный козырь — плюс 10 баллов к ЕГЭ. Это основная причина, из-за которой игры платформы стали по-настоящему популярными. Сами школьники признаются, что задания сложные, но играют они только из-за дополнительных баллов к ЕГЭ.
Разработчики платформы, впрочем, рассчитывают на то, что после экзаменов школьники никуда не денутся, и хотят, чтобы более 800 тысяч бойцов с киберпчелами в итоге перешли к реальному программированию и реальной сборке коптеров.
Транзит от этой виртуальности к реальности обеспечивает 42-летний Алексей Федосеев, преподаватель с двадцатилетним стажем. Сейчас он руководит «Берлогой» и «Кружковым движением НТИ», которое занимается проектами для воспитания будущих инженеров, ученых и предпринимателей.