Дата
Автор
Андрей Шашков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Свою точку невозврата Путин прошел с малайзийским «Боингом». Александр Баунов* об эволюции российской автократии

Как вы думаете, в какой момент испортился Путин? Политолог и публицист Александр Баунов* считает, что точкой невозврата стало падение нидерландского «Боинга» над охваченным войной Донбассом в 2014 году. Именно тогда российский президент предпочел геополитические цели ценности человеческой жизни. И та катастрофа превратилась в катастрофу нынешнюю, которая по количеству жертв и объему страданий превышает не только аварии на транспорте, но, кажется, почти все, что было в истории Земли после 1945 года. О Путине, о цензуре, о перспективах — обо всем этом Андрей Шашков поговорил с Бауновым в уютном берлинском кафе.

— Предполагаемая грядущая блокировка WhatsApp, запрет на поиск экстремистских материалов. Как тебе кажется, это что-то изменит для людей? Ведь интернет-цензура в России начала развиваться и разрастаться, мягко говоря, не вчера. А во что она разрастется завтра?

— Идут, конечно, по китайскому пути. К условному WeChat, который гораздо больше, чем просто мессенджер — внутри него можно и расплачиваться, и так далее. И тут, наверное, будут завлекать тем, что этот «Макс» от VK — он будет больше, чем просто мессенджер. И наверное, и правда смогут такое построить. Хотя на начальном этапе те же «Госуслуги» совсем не казалось, что приживутся.

И какая следующая станция на этом пути?

— В свое время правитель осознал, что ключ к владению политической ситуацией — это телевидение. С тех пор рядом нарос еще целый интернет. Он на это все реагировал не быстро, потому что к тому моменту, как интернет заколосился в полный рост, правитель уже улетел с орбиты, на которой живут обычные люди. Но тем не менее, когда он даже сквозь свой нынешний образ жизни в резиденциях и с папочками от референтов осознал, что такое интернет, он просто начал проводить в отношении него такой же комплекс мер, как когда-то на заре своего правления в отношении ТВ. И что его могло бы остановить на этом пути? Например, соображения типа «если мы сейчас изолируем свой интернет от мирового, мы начнем отставать в цифровых технологиях». Но, во-первых, китайцы изолировали, и ничего. А у России цифровые технологии местами не так уж критично зависят от внешнего мира.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.