«Радуемся чистому небу над головой и не жужжим»
Красноярцы выживают без мобильного интернета и волнуются за свою работу. Беспокойным советуют идти на СВО

Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ
Четвертые сутки Красноярск живет без мобильного интернета. «Верхи» рассказывают про безопасность, «низы» грустят в непонимании, но не бунтуют. Зато таксистам радостно — цены взлетели. Наш корреспондент окунулась в «дивный новый мир» пещерного общения и собрала лайфхаки.
Привычно отказав алчным бомбилам, около здания аэропорта стоят пассажиры и пялятся в экраны смартфонов. Но какое «Яндекс.Такси» без интернета? Весь функционал сервиса завязан на мобильную сеть. А мобильная сеть как будто бы у всех есть — 4G с «полной антенной». Но на самом деле ее, сети, нет. Операторы сотовой связи уже отчитались: проблема не у них.
— Такси! — выводит меня из задумчивого ступора полноватый мужик лет 50, внезапно подкравшийся сбоку вплотную. Настолько вплотную, что я радуюсь, что муж сейчас смотрит не на меня, а на строку «Поиск машины».
Я отказываюсь от «услуги», и хищник в секунду находит новую жертву, подкравшись к женщине, которая говорит по телефону. Она пугается внезапной близости, говорит что-то про «мать» и дает хищнику крайне нелестную оценку. Мужик на отказ не обижается и степенно уходит. Очень скоро ему повезет.
Нам тоже повезло, и ехать за 3000 рублей с алчным бомбилой не пришлось — вежливый киргиз на пожившей «Хонде Фит» попросил 1300 рублей, плюс-минус как в реальности до коллапса. Но это скорее исключение.
Цены взлетели до небес. Поездка на 100 метров между соседними адресами обойдется в 500 рублей. Это если «Яндекс» вообще приедет: пассажиры жалуются на ожидание в час и больше.
— В Канске еще раньше отключили. И непонятно, почему и сколько это продлится, — сетует наш водитель. — Вот скоро по трассе начнется участок, где интернет работает. Ближе к городу — всё. С другой стороны, это плюс — с людьми общаетесь! А раньше только держали телефоны в руках… Я 20 лет здесь, город хорошо знаю. Другие — да, путаются сейчас.
Действительно, на подъездах к Красноярску есть километров десять, где 4G берет. Как раз хватает, чтобы подгрузить в навигатор карту города. Важно сразу снять наличные в банкомате (для перемещений в основном, но и некоторые кафе тоже вывесили объявления о том, что принимают только денежные купюры). И напоминать себе, что спрашивать в заведениях про вай-фай надо до того, как сделаешь заказ. Иначе придется наслаждаться живым общением и прекрасными видами в окне.
— Wi-Fi у нас есть, но мы пароль посетителям даем только в самом крайнем случае. Только если к незапароленному попробовать подключиться, но он нестабильный очень, — разводит руками официант в одном из дорогих городских заведений.
— Хотя я сегодня узнал лайфхак. Можно зайти в настройки и переключиться на 2G. Я у таксиста это подсмотрел — у него сообщения приходили. Сам попробовал, оказалось, работает. Очень медленно, но работает.
Про 2G, она же «е-шка», пишут и в комментах к местным пабликам. Работает это, к сожалению, не у всех — мне, например, не повезло. На некоторых телефонах 2G-режим в принципе убрали из оболочки (кому оно надо в 2025-то году), но есть приложения вроде 2g/3g/4g Switcher, которые позволяют переключиться.
Если сравнивать со многими развитыми странами, в России с мобильными сетями и интернет-сервисами все прекрасно (ладно, было прекрасно до текущего момента). Именно поэтому в большинстве заведений Wi-Fi нет — а зачем, если у всех в смартфонах и так всё безлимитно и «летает»? И поэтому же развились сервисы вроде мобильных чаевых, без которых официанты теперь частенько остаются, потому что расплатиться за сервис картой через терминал нельзя.
Все, чья работа не предполагает стационарного места и хоть немного завязана на мобильный интернет, взвыли. Теперь вместо быстрого приема заказа приходится искать беспроводную сеть или заменять мессенджеры звонками и СМС (которые у большинства платные, потому что бесплатный пакет сообщений никто уже сто лет не подключает). Любители электросамокатов тоже не рады — без мобильного интернета ни начать, ни завершить поездку.
— Да ничего, люди идут с наличкой, — уличный торговец овощами и фруктами отсчитывает сдачу за дыню. На бумажке указан телефон для переводов, терминала у него, естественно, сроду не было.
— А еще некоторые домой звонят, чтобы с вай-фая денег скинули.

Власти Красноярска поздним вечером 26 июля написали, что «из-за сбоев в работе мобильного интернета на некоторых маршрутах общественного транспорта наблюдаются проблемы в работе терминалов безналичного расчета» и попросили иметь при себе бумажные деньги (рай для водителей, ведь когда все перешли на безнал, скрывать выручку стало сложнее). После этого три дня — молчок. И только в понедельник городская пресс-служба прокомментировала:
«Из-за сбоев мобильного интернета на некоторых маршрутах общественного транспорта проблемы в работе терминалов безналичного расчета по-прежнему сохраняются. При этом Wi-Fi работает почти в 100 единицах электротранспорта, что обеспечивает возможность расчета по безналу».
Сейчас профильные управления вместе с Красгорпарком и дирекцией Татышев-парка «прорабатывают вопрос» об организации в городских общественных пространствах точек доступа к бесплатному Wi-Fi.
«Безусловно, это первый шаг. При этом, к примеру, операторы платных парковок, которые содержит УДИБ, в том числе, при въезде на популярные общественные пространства, еще вчера стали организовывать доступ к бесплатному интернету», — добавили в мэрии. О сроках восстановления мобильного интернета ответили, что «вопрос прорабатывается» и «пока говорить рано».
Кроме оплаты парковки возникли трудности и с зарядкой электромобилей — «РСК сети» переключили восемь зарядных станций на работу в автономном режиме и сделали сессии бесплатными.
Во вторник утром губернатор края Михаил Котюков все-таки нашел возможность прокомментировать ситуацию:
«Это связано с необходимостью усиления мер безопасности в определенных территориях Красноярского края исходя из данных об оперативной обстановке и для профилактики сетевых угроз. Как вы знаете, аналогичные мероприятия проходят сейчас и в других регионах нашей страны. Прошу с пониманием отнестись к этой ситуации. Защита жителей и инфраструктуры — важнейший вопрос сегодня».
Лояльные граждане заявляют, что прекрасно проводят время с книгами и в домашних хлопотах, что безопасность превыше всего и что у «нытиков» на написание комментов интернета хватает. Выглядит это достаточно мерзко, словно предложение есть бриоши в отсутствие куска хлеба. Особенно в свете того, что крупный провайдер «Орион телеком», пострадавший от кибератаки 12 июня, до сих пор интернет полностью не восстановил.
«Много где в домах он монополист. А переподключиться в другую компанию — запись на месяц вперед», — пишет в комментариях местная жительница Наталья Фроленкова.
Но в основном народ, конечно же, негодует — пока только в эпистолярном жанре. Одни через мобильный интернет работают, и даже Wi-Fi не поможет.
Других просто бесит, что операторы мобильного интернета дружно помалкивают про перерасчеты. А с другой стороны, почему они должны, проблема ведь не на их стороне. Некоторые, впрочем, предлагают скидки на услуги в следующем месяце.

Неотвеченных вопросов у населения хватает. А что конкретно для города Красноярска значит «в целях безопасности»? Понятно, если в Крыму, или в Ростове, или в Курске, а в Сибири-то чего? Если, как пишут граждане в комментариях, якобы то ли в Канске, то ли в Красноярске действительно задержали фуру с дронами и якобы ищут вторую (сразу замечу, что никаких официальных данных о фуре нет и в ее существование в принципе не особо верится) — а как они досюда докатились-то? И почему тогда в Дивногорске или Сосновоборске, которые входят в Красноярскую агломерацию, мобильный интернет есть? И если «в целях безопасности», то почему в Москве, на которую дроны реально летят, есть мобильный интернет, а в Красноярске нет? И где в таком случае «в целях безопасности» выложена карта бомбоубежищ? (Спойлер: нигде.)
И, наконец, — верх цинизма.
— А как быть тем, кто на удаленке? — резонно интересуется горожанка Наталья Фроленкова. — «Орион» всех нагнул, люди работали с мобильного. Как быть, если проводной опять сдохнет? Люди работу потеряют.
И получает четкий ответ:
— На СВО всем работы хватит.
Так отвечает взволнованным жителям яркая блондинка с короткой стрижкой, руководитель местного Центра управления регионом(ЦУР) Екатерина Кузьминых. В свой статус она, выложив губернаторский пост, добавила призыв: «Радуемся чистому небу над головой и не жужжим».
Красноярск