Во всем виноват Венедиктов*
Пропаганда «через задний ход» и главный Бармалей современности
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВЕНЕДИКТОВЫМ АЛЕКСЕЕМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВЕНЕДИКТОВА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА
АУДИОВЕРСИЯ
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.

«Во всем виноват Чубайс…» Вы наверняка помните этот мем середины 90-х, авторство которого многие годы приписывали президенту Ельцину, хотя придумали его и вложили в уста своего резинового персонажа создатели программы «Куклы», сам же Борис Николаевич ничего подобного не говорил. Но вот она, могучая сила искусства, то есть ТВ: реплика из сатирической телепередачи не только точно попала в умонастроения масс, но и надолго угнездилась там как абсолютная, не подлежащая сомнениям истина.
Шли годы. «Во всем виноватый Чубайс», не оправдываясь и ничего никому не доказывая, постепенно вышел из роли и сошел с политической сцены. Но свято место, как известно, пусто не бывает. И вот уже на совершенно ином историческом этапе зарождается новый мем: «Во всем виноват Венедиктов*». И что характерно: в животной ненависти к бывшему главреду «Эха Москвы» сошлись и пропагандисты с госТВ, и оппозиционеры из признанного в России экстремистским ФБК (Фонда борьбы с коррупцией**). Шутку «значит, хорошие сапоги, надо брать» опускаю ввиду ее расхожести.
ФБК не первый год обвиняет Алексея Венедиктова чуть ли не во всех смертных грехах. Но на прошлой неделе даже его сотрудники, малоразборчивые в средствах, превзошли сами себя. На их ютуб-канале вышел очередной обличительный опус, исполненный в лучших традициях и стандартах государственной пропаганды. Даже его название — «Эхо Кремля» — почти не отличается от подобного опуса госканала «Россия 24» 2017 года выпуска. Тот назывался «Эхо Госдепа», в остальном же ролики — близнецы-братья. В подзаголовке нового творения ФБК — краткое изложение его сути: «Помощник Путина или борец за правду. Как Венедиктов всех обманул».
Почему вдруг буквально ни с того ни с сего, безо всякого информационного повода оппозиционеры решили снова напасть на Венедиктова, никому не понятно — даже явные недоброжелатели главного героя не находят этому внятного объяснения. Версии высказываются разнообразные — от простой неприязни и сведения личных счетов до создания эдакой дымовой завесы, отвлекающей прогрессивную общественность от реальных проблем самого ФБК, резко утратившего после гибели своего лидера не только влияние в оппозиционной среде, но и, что особенно неприятно, поддержку и доверие.
Кстати, этот последний ролик, несмотря на задор и обличительный пафос автора, набрал менее полутора сот тысяч просмотров (сравните с прежними миллионами, которые набирали расследования Навального — две огромные разницы).
Юноша бледный со взором горящим Илья Гантварг в студии, стилизованной под всем знакомую эховскую (отдельная подлость), с места в карьер бросается на Венедиктова, характеризуя его как проводника зла, приспособленца, пособника режима, коррупционера и даже разжигателя военных действий.
«Молодое дарование» политическими обвинениями не ограничивается и без всякого стеснения кидается во «врага» прямыми оскорблениями в духе своего как будто антагониста Владимира Соловьева.
Соловьев в этом опусе фигурирует как олицетворение пропаганды для дураков и противовес Венедиктову, олицетворяющему собой такую же пропаганду, но для умных.

Автор подводит под этот тезис некую теоретическую базу: «В современном мире почему-то принято считать, что пропаганда — это прежде всего эстетика. Поэтому многие привыкли к тому, что пропагандист — это злой чудак в черном френче, который орет, что всех врагов нужно уничтожить. Тут в голову сразу приходит Владимир Соловьев. Это пропаганда через, скажем так, главный вход… Для тех, кто ненавидит систему, пропаганда поставляется не через парадный, а через задний вход. Еще это называется «пропаганда для умных». Венедиктов стал своим, чтобы в нужный момент сыграть на стороне умных».
Про пропаганду как эстетику автор ролика заметил довольно метко. И необязательно при этом носить френч и призывать к уничтожению врагов. Сам Гантварг в точном соответствии с собственным определением и эстетически, и стилистически являет собой образ натурального пропагандиста: он, пусть и без френча, тоже истерически орет, тычет пальцами в камеру, передергивает факты, привирает, в цитатах оставляет только то, что укладывается в прокрустово ложе его «концепции», отсекая общий контекст того или иного высказывания.
И конечно, он не ищет истину — он ее изначально знает и подает зрителю в уже готовом, упакованном виде, попутно вместе с объектом своей ненависти обнуляя и главное дело его жизни — радиостанцию «Эхо Москвы». «Эхо» — это не про независимость, — в ярости восклицает он. — Это был настоящий резервуар, такой политический заповедник, уютный загон, в который можно было загнать всех, кто еще не принял государственную ложь, и заставить их там сидеть тихо… Пусть злятся в студии, но не выходят на улицу, пусть слушают тебя, Веник, ты ведь свой».
А еще это самое «Эхо» «продолжало работать, когда убивали Политковскую и Немцова»! Следуя законам классической пропаганды, автор, разумеется, даже не упоминает о том, что Немцова убили через пару часов после эфира на «Эхе Москвы». Что Навальный был постоянным гостем радиостанции и даже одно время вел там свои программы. Что такую удобную для власти станцию ликвидировали через неделю после начала СВО, а «пособника Кремля» Венедиктова тут же объявили «иноагентом».
«Он омерзительное чудовище! — заходится в крике Гантварг, наплевав, как и его «коллега» Соловьев на последние приличия. — Он старый, глупый, зависимый от власти комментатор, который цепляется за кресло… Венедиктову нельзя дать уйти красиво».
Этот хунвейбин, как справедливо назвал его сам Венедиктов, бесстыдно игнорирует тот факт, что никакого «кресла» у «чудовища» давно нет, что при желании он мог сразу после разгрома «Эха» все бросить, уйти, уехать и «красиво», то есть тихо-спокойно, жить в любой приличной стране. Да почему-то остался в России, создал на обломках своего детища ютуб-канал «Живой гвоздь», где продолжают высказываться по самым острым вопросам самые разные люди, включая «иноагентов»-релокантов-эмигрантов. И много еще чего полезного делает этот «злодей», невидимого Гантваргу и его соратникам, которые, кажется, ничего, кроме ненависти, уже в мир не транслируют, имитируя бурную деятельность во имя прекрасной России будущего.
Алексей Венедиктов ни в моей, ни в чьей бы то ни было защите не нуждается, как и оболганное ФБК «Эхо Москвы», без которого невозможно представить новейшую историю страны и независимой журналистики. Но благодарности они точно заслуживают и, кстати, получают — от тех, кто помнит «Эхо» и его голоса.
Сам Венедиктов, или Веник, как презрительно и совсем не «по чину» называет его автор тошнотворного опуса, себя в обиду не даст. Плюс самоиронии ему не занимать. В эти дни в Сети распространилась фотожаба: портрет нашего героя с клыками, с которых капает кровь, а под ним подпись: «Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей». Мне почему-то кажется, что Лексеичу это должно понравиться.
АУДИОВЕРСИЯ
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.
Топ-5 лучших выпусков недели на YouTube
Петровская рекомендует
Я работаю с опасными преступниками / вДудь
Недавно Юрий Дудь* объявил, что хочет снимать выпуски про своих зрителей — обычных людей, о которых интересно было бы узнать широкой аудитории. Пришло несколько тысяч писем. Героиней первого выпуска стала Яна Терре родом из Архангельска. В 24 года она переехала в Германию, заново выучилась на психолога и устроилась на работу в тюрьму, где занимается психотерапией особо опасных преступников.
Иосиф Пригожин. Человек, «влюбленный» в Путина
Музыкальный продюсер Иосиф Пригожин дал очередное интервью под заголовком «Человек, «влюбленный в Путина». На этот раз — журналисту Нино Росебашвили* на ее ютуб-канале. Пригожин и тут в своем репертуаре: и нашим и вашим, все не так однозначно и тому подобное. Занятный персонаж, конечно. Зрители в комментариях пишут: «Как вы это выдержали, Нино! Браво вам!»
Житель Венеции Андрей Бильжо о географии, истории и смыслах
«Редакция» продолжает серию так называемых географических интервью, которая началась с интервью Леонида Парфенова на фоне Вены. В новом выпуске экскурсию по Венеции проводит ее местный житель, знаменитый российский художник Андрей Бильжо.
Александр Васильев #вТРЕНДde: «Главная причина всех войн — это мужское либидо»
Константин Эггерт*, ведущий программы #вТренде на канале DW* поговорил с бывшим ведущим программы «Модный приговор» на Первом, историком моды Александром Васильевым: о том, кто сегодня в России главный модельер, как изменилась мода после начала СВО (в тренде кокошники и кафтаны) и почему он считает Валентину Матвиенко самым стильным российским политиком. Название выпуска интригующее: «Главная причина всех войн — мужское либидо».
Разбор ролика Ильи Гантварга «Эхо Кремля»
Бывшие сотрудники радиостанции «Эхо Москвы» Александр Плющев*, Максим Курников и Люся Грин подробно и со знанием дела разбирают скандальный ролик Ильи Гантварга «Эхо Кремля».