«Я вернусь, чтобы освободить Молдову»
В чем причина посадки губернатора Гагаузии Евгении Гуцул? Не в том, что власти устраняют конкурента. Это выпад против совсем другого противника

Обстановка у здания суда, где проходит заседание по делу главы Гагаузии Евгении Гуцул. Фото: Вадим Денисов / ТАСС
В минувший вторник, 5 августа, суд района Буюканы в Кишиневе приговорил к семи годам лишения свободы башкана (губернатора) Гагаузии Евгению Гуцул. По этому же уголовному делу к шести годам колонии суд приговорил Светлану Попан, бывшего секретаря запрещенной в Молдове партии «Шор».
Суд признал доказанным, что подсудимые совершили преступление, предусмотренное ст. 181.3 Уголовного кодекса Молдовы — незаконное финансирование участника выборов. Вторая часть этой статьи за финансирование политической деятельности партий «из запрещенных законом источников», «в интересах организованной преступной группы или преступной организации» и при этом в «особо крупных размерах» предусматривает наказание от семи до 15 лет колонии.
По всему выходит, что Гуцул приговорили по нижней планке, а наказание Попан и вовсе ниже нижнего предела.
Молдавский УК предусматривает отсрочку исполнения приговора для женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, но лишь для тех, кто осужден на срок до пяти лет. Тем не менее именно маленькие дети Евгении Гуцул (а их у нее двое) сегодня чаще всего упоминаются критиками приговора. И не только дети, но и выборы в парламент Молдовы, назначенные на 28 сентября.
-
Так, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков назвал приговор в отношении Гуцул «образцом политически мотивированного решения» и «попыткой оказания неприкрытого и незаконного давления на политических оппонентов в ходе предвыборной кампании».
-
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала приговор чудовищным по своей циничности актом политической репрессии. В своем Telegram-канале Матвиенко написала, что это «еще и проявление звериной средневековой сущности конкретных людей, с конкретными именами и фамилиями, на которых сделал ставку Запад».
-
Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала приговор в отношении Гуцул «нарушением прав человека, пренебрежением принципом верховенства закона и отказом от политического плюрализма».
-
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев в своем Telegram-канале тоже прокомментировал судебное решение, вынесенное в Кишиневе: «Потрясен несправедливостью и жестокостью приговора молдавских властей Евгении Гуцул, прекрасному политику и матери двоих малолетних детей. Это решение именно властей, а не судебной инстанции. И это расправа над политическим оппонентом в преддверии парламентских выборов 28 сентября». Оставим вопрос про зеркало в стороне…
Гагаузия на международной арене
Про фабулу уголовного дела в отношении Евгении Гуцул пока предпочитают помалкивать и те, кто критикует приговор, и те, кто считает его законным и справедливым. Сам приговор, в котором 482 страницы, пока не обнародован. Но известны ключевые позиции обвинения.
По версии Антикоррупционной прокуратуры Молдовы, Евгения Гуцул, будучи секретарем партии «Шор», которая в 2023 году была признана неконституционной, с 2019 по 2022 год регулярно летала в Россию, откуда якобы привезла в общей сложности порядка 2 млн 150 тыс. евро (или 42 миллиона в молдавских леях).

Помимо этого, Гуцул занималась координацией работы партийных офисов партии «Шор», что дало основания для обвинения ее в «сознательном получении денежных средств от организованной преступной группировки».
Партия «Шор» — это детище молдавского олигарха Илана Шора, приговоренного в Молдове к 15 годам лишения свободы за соучастие в хищении из бюджета страны суммы, эквивалентной одному миллиарду долларов. Приговор был вынесен заочно, поскольку с 2019 года Шор в Молдове не появляется. Он, будучи объявленным в международный розыск, проживает в Москве. На запрос Молдовы об экстрадиции Шора в Кишинев Россия ответила отказом.
Шор не скрывает, что именно из Москвы руководит своей партией и финансирует партийную работу из своих «личных денег».
Именно этой наличкой, которую Евгения Гуцул привозила в Молдову, по версии следователей и по показаниям свидетелей из числа бывших активистов партии «Шор», оплачивалась «в конвертах» работа активистов, наемных сотрудников и простых граждан Молдовы, участвовавших в протестных акциях.
До лета 2023 года Евгения Гуцул находилась в декретном отпуске. В большую молдавскую политику ее привел именно Илан Шор. За две недели до начала выборов главы Гагаузии, региона с населением около 120 тысяч человек, партия «Шор» выдвинула кандидатом на эту должность 36-летнюю Евгению Гуцул, юриста по образованию и мать двоих детей, родившуюся, выросшую и проживавшую в селе Етулия Вулканештского района Гагаузии.
Неожиданно для многих в первом туре Гуцул набрала 26,47% голосов, за нее проголосовали 14 890 избирателей, что позволило ей выйти во второй тур. Ее поддержали российская певица Жасмин (жена Илана Шора) и другие российские звезды эстрады. Филипп Киркоров, Николай Басков и Стас Михайлов даже сняли видеоклип, в котором спели гимн Гагаузии на русском языке и призвали голосовать за Евгению Гуцул.
Во втором туре за Гуцул проголосовали 27 374 избирателя (52,34%). В итоге она опередила кандидата, поддержанного Партией социалистов экс-президента Молдовы Игоря Додона.
Сразу после победы на выборах новоизбранная глава Гагаузии заявила, что хочет быть ближе к России. Через полгода после вступления в должность Гуцул полетела в Россию уже не курьером, а в статусе легитимного главы молдавского региона. В Москве ее приняла председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко. Во время этой встречи башкан Гагаузии пожаловалась, что в Молдове притесняются права регионов.
Из Москвы Евгения Гуцул полетела в Сочи, где приняла участие в работе так называемого Всемирного фестиваля молодежи и даже прошла в составе делегации Молдовы на марше участников.

Там же, в Сочи, 6 марта 2024 года главу Гагаузии принял президент России Путин. Они обсудили «сложную региональную и геополитическую проблематику, в эпицентре которой находится наша Гагаузия» (цитата по телеграм-каналу Евгении Гуцул). Также она рассказала своим читателям, что «сообщила Владимиру Владимировичу о беззаконных действиях власти в Молдове, которая мстит нам за нашу гражданскую позицию и верность национальным интересам. Кишинев шаг за шагом отнимает наши полномочия, ограничивает бюджет, нарушает законные права, провоцирует нестабильность и дестабилизацию в Гагаузии и во всей стране». Но «российский лидер пообещал оказать поддержку Гагаузии и гагаузскому народу в отстаивании наших законных прав, полномочий и позиций на международной арене». Конец цитаты.
К моменту аудиенции Гуцул у Путина и Матвиенко Антикоррупционная прокуратура Молдовы активизировала расследование уголовного дела о незаконном финансировании партии «Шор», возбужденного еще в 2022 году. 24 апреля 2024 года стало известно, что расследование завершено, а дело передано в суд. На скамью подсудимых сели Евгения Гуцул и Светлана Попан.
Первое заседание прошло 27 мая 2024-го. Дело рассматривалось неспешно — время работало не на Евгению Гуцул. Ее щедрые предвыборные обещания так и остались обещаниями. Башкан оставалась на свободе и продолжала исполнять свои обязанности. Лишь в апреле этого года Гуцул перевели под домашний арест. Возможно, судебный процесс так и шел бы в вялотекущем режиме, но на 28 сентября в Молдове назначены парламентские выборы. А каждое судебное заседание по делу Евгении Гуцул и Светланы Попан сопровождалось акциями протеста сторонников партии «Шор», хоть и не допущенной до парламентских выборов, но довольно шумной. Акции протеста партии создают скверный информационный фон для действующего президента Молдовы Майи Санду и ее партии «Действие и солидарность» (PAS) — у этой партии пока большинство в парламенте страны.
Словом, с приговором лучше уже было не тянуть.
Ландромат и 10 тонн гашиша
Однако есть основания полагать, что протестная активность в Молдове накануне выборов будет только нарастать. И связано это не с делом Гуцул. А с арестом в Греции молдавского олигарха Влада Плахотнюка.
До 2019 года Плахотнюк был самым богатым бизнесменом Молдовы и самым влиятельным политиком страны. Возглавлял Демократическую партию, избирался депутатом парламента, где одно время даже занимал должность первого вице-спикера. Но в 2019 году Антикоррупционная прокуратура Молдовы вызвала Плахотнюка на допрос в качестве подозреваемого по уголовному делу об отмывании денег. Плахотнюк к тому времени уже покинул Молдову. В итоге Национальный центр по борьбе с коррупцией Молдовы объявил его в международный розыск.

Задержали Плахотнюка 22 июля 2025 года в Греции. Сейчас он находится в самой суровой греческой тюрьме Коридаллос.
С момента появления информации об аресте Плахотнюка провластная пресса Молдовы начала преподносить арест молдавского беглеца как сокрушительную победу действующего президента Майи Санду над коррупцией. Тут же пошли вбросы, что Плахотнюк панически боится предстать перед судом в Кишиневе и рассчитывает, что его экстрадируют в Россию.
Эти фейки опроверг сам Плахотнюк: он написал заявление о согласии на упрощенную процедуру экстрадиции именно в Молдову. Оно и понятно: в России в отношении Плахотнюка возбуждено сразу три уголовных дела. Рассмотрение одного из них началось в Тверском районном суде Москвы еще в марте этого года. По этому делу, известному и в России, и на Западе как дело «молдавского ландромата», Плахотнюк заочно обвиняется в соучастии в руководстве преступным сообществом (ст. 210 УК РФ) и выводе из России по липовым документам 220 миллиардов рублей (ст. 193.1 УК РФ). Очередное заседание назначено на 28 августа.
Между тем еще одного фигуранта этого же уголовного дела, тоже молдавского олигарха, банкира и тоже бывшего депутата молдавского парламента Вячеслава Платона Пресненский суд Москвы в прошлом месяце, 25 июля, приговорил к 20 годам колонии строго режима. Тоже заочно. Сам Платон сейчас находится в Лондоне. Британская полиция по экстрадиционному запросу Молдовы задержала Платона 14 марта нынешнего года.
В Молдове против Вячеслава Платона возбуждено два уголовных дела. Одно из них касается возможного вывода 23,4 млн долларов из Moldindconbank под видом кредитов для Илана Шора, другое — незаконного открытия в банке счета на имя судьи Высшей судебной палаты Молдовы, куда Платон перечислил 300 тыс. евро, полученных преступным путем. По версии обвинения, это было сделано без ведома судьи с целью ее опорочить.
24 июля королевский суд Вестминстерского аббатства выпустила Платона под залог в 330 тыс. фунтов стерлингов. Запрос о его экстрадиции в Молдову будет рассмотрен в ноябре.

Но вернемся к Плахотнюку и претензиям к нему правоохранительных органов России. Еще одно уголовное дело против него было возбуждено в 2019 году, и связано оно с контрабандой наркотиков.
В июне 2019 года в испанской акватории Средиземного моря было задержано судно под молдавским флагом с украинским экипажем, на борту было обнаружено 10 тонн гашиша. Экипаж не стал отпираться и сообщил, что часть этой партии направлялась в Россию. Ну и также моряки назвали заказчика и организатора контрабанды — Влада Плахотнюка.
На основе информации, полученной от испанских коллег, и собственных оперативных разработок МВД России провело целую серию арестов уже в России.
26 июня 2019 года МВД России распространило официальный пресс-релиз, в котором говорилось:
«В результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных в период с августа 2012 года по июнь 2019 года, сотрудниками Следственного департамента МВД России, Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России совместно с зарубежными коллегами из Республик Молдова, Беларусь и Королевства Испания в рамках спецоперации «Пиренейский излом» установлено и привлечено к уголовной ответственности более 60 участников международного наркосиндиката. Из незаконного оборота изъято свыше 1 тонны наркотического средства гашиш. По имеющейся информации, не позднее 2012 года Владимир Плахотнюк стал одним из руководителей преступного транснационального наркосиндиката и покровительствовал его участникам».
9 августа 2019 года Плахотнюку было предъявлено обвинение по этому уголовному делу.
Ну и по третьему уголовному делу Влад Плахотнюк объявлен в международный розыск еще 29 ноября 2017 года — в связи с подозрением в причастности к организации покушения на убийство молдавского политика Ренато Усатого. Усатый, лидер «Нашей партии», еще в 2010 году начал публично говорить о том, что Плахотнюк — один организаторов и покровителей «молдавского ландромата».
В России по трем уголовным делам Плахотнюку грозит вплоть до пожизненного. Поэтому ему нет никакого резона соглашаться на экстрадицию в Россию.
В Молдове же у него до сих пор десятки тысяч сторонников, и не только среди простых граждан, но и среди влиятельных персон страны. Которым он годами платил взятки и которые опасаются, что в Кишиневе он может начать говорить.

Избиратель устал от дрязг
В первых числах августа Плахотнюк передал через адвокатов обращение к гражданам Молдовы, в котором призвал объединяться против «желтой секты».
«Вы знаете не хуже меня, во что превратилась Республика Молдова за последние годы при правлении PAS. В экономике — полный коллапс, просто катастрофа! Цены и тарифы на газ, электроэнергию и нефтепродукты выросли в разы. Сельхозпроизводители брошены на произвол судьбы в разгар засухи и кризиса. Церковь подверглась унижениям и расколу. Общество озлоблено по этническим и идеологическим критериям. Бизнесмены распродают активы и покидают страну. Бюджетников держат в страхе. Закрываются школы и университеты. Люди уезжают из Молдовы сотнями и тысячами каждую неделю», — написал Влад Плахотнюк из греческой тюрьмы Коридаллос. И резюмировал: «Я вернусь домой и нарушу планы тех, кто сегодня у власти, чтобы освободить Молдову из их рук! <…> Если им дать еще четыре года власти, от Республики Молдова не останется ни экономики, ни населения, ни будущего, ни камня на камне».
Несмотря на то что Плахотнюк находится в тюремной камере, у него достаточно и финансовых ресурсов на счетах в офшорах, и преданных людей, способных организовать в Молдове и в диаспорах кампанию с призывом голосовать за любую партию, кроме правящей «Действие и солидарность» (PAS).
В Молдове около трех миллионов избирателей. К примеру, в октябре 2024 года на выборах президента страны явка составила 52%, это чуть больше 1,5 млн молдаван. Из которых более 240 тыс. проголосовали на участках, открытых за рубежом (в том числе около 10 тыс. избирателей проголосовали на двух участках, открытых в России). «Команда Плахотнюка» вполне может достучаться до большей части избирателей. Как в самой Молдове, так и за ее пределами.
Для офиса Санду единственный способ минимизировать последствия кампании «за кого угодно, кроме PAS» — это засушить явку. Довести ситуацию до такой точки, когда большинство избирателей возьмут на вооружение принцип «чума на об ваших дома» и не пойдут на выборы.
Видимо, именно ради достижения этой цели и было форсировано вынесение приговора в отношении башкана Гагаузии Евгении Гуцул: чтобы молдаване почувствовали себя уставшими от политических дрязг и скандалов. Хотя бы до конца сентября.
И похоже, расчет оправдывается. Около кишиневской тюрьмы № 13, где сейчас содержаться Гуцул и Попан, протестующих уже меньше десятка человек.