Как Давидыч всех обманул и лег под власть

Эрик Китуашвили — скандальный российский автоблогер, популяризатор стритрейсинга и экстремальных гонок. Как Давидыч снимал «расследования» про ГИБДД, за что он оказался в тюрьме и как после освобождения изменились его взгляды — разбирается журналист Павел Каныгин
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента «Продолжение следует»Вы читаете текстовую версию Разбора
В июле прошлого года в Саратове произошла страшная трагедия. Прямо среди бела дня водитель на черной «Ладе Гранта» на полном ходу влетел в припаркованный у обочины грузовик MAN. Машина всмятку, два пассажира погибли на месте, еще один в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Водитель, который выжил и даже сам сумел выбраться из искореженной машины, сказал единственную фразу, которую потом журналистам передавали все очевидцы: «Мне пизда».
Надо сказать, у двадцатилетнего водителя, который позже действительно оказался в колонии, были все основания для такой критической оценки собственных перспектив. Потому что ни о какой трагической случайности тут речи не было. Дело в том, что прямо среди бела дня на оживленной улице Соколовой он решил сыграть в уличные гонки и попытался проскочить между припаркованным грузовиком и проезжавшей мимо него машиной. Но маневр не удался, «Ладу» занесло и по сути сплющило о большегруз.
Подобных аварий на российских дорогах ежегодно случаются тысячи, но именно эта привлекла колоссальное внимание СМИ. Дело в том, что среди погибших в тот день был несовершеннолетний Иван Бусаргин, сын губернатора Саратовской области Романа Бусаргина. Парень увлекался экстремальными видами спорта, в том числе и автомногоборьем, участвовал в разных соревнованиях высокого уровня, ну а также – в стритрейсерских заездах. И погиб он именно из-за того, что его товарищ решил поиграть в крутого стритрейсера.
Бьюсь об заклад, что среди подписок Ивана Бусаргина нашелся бы и вот этот канал – «Смотра». Легендарная площадка, посвященная автомобилям и всему, что с ними связано. Отец-основатель и лицо канала Эрик Китуашвили посвятил жизнь – нет, даже не созданию канала, а созданию молодежного культа, в котором скорость, дерзость и китч присутствовали в какой-то убийственной пропорции.
Сегодня мы поговорим об этом персонаже. О его непростом медийном пути, о его личном бунте, об обвинениях в покушении на главу Ингушетии, а также о том, что стало с Кутуашвили теперь – думаю, вы удивитесь. Ну а еще мы поговорим о той ответственности, которую кумиры несут перед своей молодой аудиторией, об этой неизбежной плате за популярность.
Дави на газ, Давидыч!
Сейчас Эрику Китуашвили известному как Эрик Давидыч 44 года, и почти вся его жизнь – это автомобили. Он, по легенде, даже родился едва ли не в салоне авто: его мама, будучи за сама за рулем, приехала в московский ресторан «Прага», поела и обнаружила, что у нее отошли воды. И поняла, что пора в роддом.
В школе, он, разумеется, был вызывающим и дерзким, просто по-настоящему плохим парнем. Ну и где, как вам кажется, оказался Китуашвили после школы? Ну конечно, не на филфаке МГУ, а в армии. Притом, по его словам, прямо сразу в спецназе ГРУ.
Ну а вернувшись со службы он с головой окунается в мир тачек.
Дело в том, что в конце 90-х его отец уходит с работы в столичном ГУВД и решает заняться бизнесом, связанным с автомобилями – ремонтом элитных машин. Сын берется за то же дело. Давидыч занимается продажей, ремонтом, тюнингом авто. Он быстро заводит знакомства среди владельцев дорогих машин – может, знакомства отца помогли, все-таки Петровка – это вам не баран чихнул. А может, правда, социальный интеллект у парня был на уровне – короче, дело у него пошло.
Эрик растет, а вместе с ним растет и его медийность. В 2008 году Давидыч открывает легендарный сайт для автолюбителей «Смотра» – собственно, это отсыл к смотровой площадке на Воробьевых горах в Москве, где любили собираться любители машин и мотоциклов, и где Давидыч был уже завсегдатаем. Здесь, на «Смотре», Эрик начинает выкладывать собственные видео про ремонт и тюнинг авто, про заезды стритрейсеров. Площадка быстро становится популярной, и это объяснимо, ведь тогда реальный мир только начинает осваиваться в онлайн-пространстве. И тема про автомобили оказывается очень востребованной.
К тому же, тогда в жизни Эрика Давидыча появляется она, «Тень», которая отныне и на долгие-долгие годы станет объектом преклонения и ночной грезой многих его фанатов и последователей.
Автомобиль BMW M5 E60 был куплен Давидычем в 2009 году за сумму, которая теперь кажется просто смешной – 4,2 миллиона рублей. Машину оттюнинговали, оклеили в золотую плёнку и скоро она стала не просто олицетворением лакшери-жизни на московских дорогах, но и настоящей звездой тогдашних соцсетей. Символом «Смотры».
Примерно тогда же, в 2009 году у «Смотры» появился YouTube-канал. В те времена YouTube еще не был такой раскрученной площадкой, и можно сказать, что Давидыч – это один из первых, кто смог собрать здесь огромную аудиторию. Он устраивает автопробеги по стране, снимает и выкладывает это в интернет. И эти видео становятся бешено популярными. Эрик даже удивляется, если его где-то не узнают.
Вся эта молодая борзота, весь этот типа бунт, приковывали внимание тысяч парней и девушек по всей стране к фигуре Давидыча. Вот только поначалу не до конца ясно оставалось: а против чего бунт-то? Против правил дорожного движения, что ли? Ну, это как-то несерьезно даже. Может, тогда против правил размещения в гостиницах?
Например, широко известен стал случай, когда время автопробега из Москвы в Екатеринбург в 2010 году компания Давидыча скандалила в самарской гостинице. Или еще сильно нашумел в те годы конфликт «Смотры» с жильцам домов на Воробьевых горах. Те были недовольны, что у них под окнами по ночам ревут моторы.
Главная цель и ценность сгруппировавшегося вокруг Давидыча молодого стритрейсерского сообщества сводилась к тому, чтобы погонять на бешеных скоростях по городским и улицам и побравировать перед окружающими ревом своих автомобилей и собственной дерзостью. Других целей у всей этой тусовки как-то не просматривалось. Криминально-романтической сюжетной линии как в «Форсаже», вроде как, не было.
Конечно, весь этот протест ради протеста не мог долго оставаться привлекательным. А поэтому скоро у Давидыча и его сообщества отрастают разные попутные миссии. Например, заезды во время автопробегов в детские дома с подарками. Ну а еще – разоблачение недобросовестных сотрудников ГИБДД.
Это – начало десятых, борьба с коррупцией – в топе интересов российского общества, которому еще не объяснили, что это – экстремизм. Так что Давидыч попадает прямо в точку – и популярность его растет как на дрожжах. Его «охота на ГИБДД», как называют эти ролики на канале «Смотры», по накалу эмоций – просто что-то подростково-марвелловское.
Эрик просто вводит в моду вот такую вот стилистику разговора с представителями власти. Создает у своих зрителей иллюзию всесильности – мол, веди себя так же, они это заслужили. Разгоняет образ дерзкого, однако справедливого хозяина дорог. И молодым это нравится. Его смотрят, ему подражают.
Скоро сверхпопулярного Давидыча зовут уже и на телевидение. Прямо на федеральный телеканал «Россия-2», вести программу о непредсказуемых автореалиях. И как-то не приходит Эрику в голову, что одна из самых непредсказуемых автореалий на российских дорогах, это, собственно, он сам и его последователи.
Давидыч и «банда ГТА»
В 2014 году, в основном на трассе М4 «Дон» в Подмосковье, объявилась по-настоящему страшная банда убийц. Эти люди орудовали по ночам. Они останавливали машины, расстреливали пассажиров и забирали все ценности. Давидыч на полном серьезе решил, что остановить беспредел сможет только он и его товарищи.
Спецоперация называлась пафосно: «Если не мы, то кто?». Ее ход подробно освещали на YouTube канале «Смотры».
Китуашвили был уверен, что сотрудники полиции этой идее были только рады: на такую огромную территорию дескать нельзя стянуть достаточное число полицейских, так что крутые парни с оружием и на тачках будут кстати. Но по факту это было, конечно не так. Яркая, приметная колонна из автомобилей, которую к тому же еще снимали на камеры с разных ракурсов, лишь отпугивала преступников.
В рамках этой операции Китуашвили и его подельники тормозили подозрительных, по их мнению, автомобилистов и обыскивали их авто. Здесь даже не вопрос законности меня больше всего удивляет, а адекватность участников событий.
Кстати об адекватности. Примерно в те же годы в России орудовало движение «СтопХам». Это были такие же вигиланты – ну, то есть, добровольные помощники государства, без суда и следствия преследующие нарушителей. Только те гонялись не за убийцами на трассе М4 «Дон», а наказывали нарушителей правил парковки. Причем доставалось, как правило, не чиновникам и супербогатым москвичам, от которых можно было тут же схлопотать уголовное дело, а обычным людям, пусть и на дорогих авто. Активисты просто обклеивали плохо припаркованные автомобили огромными стикерами с надписью «Мне плевать на всех – паркуюсь, где хочу». Ну и, конечно, однажды две эти вселенные схлестнулись.
Но вернемся к разговору о разоблачении «банды ГТА». Конечно, убийц задержали профессиональные правоохранители, и Давидыч с его съемочной группой никак не помогли. А зато помогли видеонаблюдение, биллинги мобильных телефонов и показания выживших. Но грамоту Давидычу МВД все-таки вручило.
Давидыч и приговор
По законам кинематографа здесь нам, наверное, стоит отвлечься на романтическую линию.
Ну, а как же там «Тень»? Как развиваются их отношения с Китуашвили? От этого видео, скажу честно, у меня прямо даже слеза навернулась.
Кстати о «Тени»: фокус с золотой машиной Эрик Китуашвили потом повторит еще раз. В середине десятых он купит BMW ْХ5M – и снова оденет его в золотую ливрею. К этой истории любви мы еще вернемся, но пока в жизни Китуашвили наметился неожиданный поворот.
В 2016 году блогера остановили сотрудники ДПС якобы просто для проверки документов. И он тут же был арестован.
Обвинение касалось дела 8-летней давности – по версии следствия, блогер инсценировал угоны автомобилей, а потом получил со страховых компаний компенсации. Давидычу инкриминировали «Мошенничество в особо крупном размере».
Несмотря на экономический характер дела, Давидыч решил объявить себя – политзаключенным! По его версии, арест связан с теми самыми роликами про коррумпированных ГИБДДешников, которые снимал автоблогер. Вот, что он заявил журналистам, собравшимся в суде: «…Я когда связывался с этой коррупционной историей, я понимал, мне мама говорила: «Не лезь сынок, тебя убьют, посадят». Но они зарабатывают на наших жизнях, на дорогах общего пользования. Я не смирюсь. Меня могут убить в тюрьме. Но я буду и дальше выкладывать информацию».
Каких только слухов не ходило в те месяцы, пока длилось следствие и суд. Говорили, будто на Китуашвили хотят повесить покушение на главу Ингушетии, случившееся в 2009 году. Еще говорили, что ему мстят за политическую активность и планы по созданию партии совместно с националистом Дмитрием Дёмушкиным…
Короче, в октябре 2018 года Дорогомиловский райсуд Москвы приговорил Давидыча к четырем годам и восьми месяцам заключения – за несколько эпизодов мошенничества со страховками. С учетом того, что 2 с лишним года тот отсидел в СИЗО, где день идет за полтора, а по некоторым эпизодам истек срок давности – на свободу Давидыч вышел уже в конце того же 2018 года. И стал раздавать яркие интервью в стилистике «Как правильно заходить в хату».
Конечно, из тюрьмы автоблогер вышел действительно разочарованным во власти. В интервью Юрию Дудю в 2019 году Эрик Давидыч перечисляет все свои претензии к государству: правосудия нет, города нашей страны ветшают, зарплаты низкие. Он говорит, что раньше искренне верил, а теперь понимает, что был глуп и слеп. Теперь он не верит в Путина и в систему в целом.
«Значит, что сейчас будет происходить? […] Либо ты будешь […] петь в дудку как все, либо ты просто соберешь вещи и отсюда уедешь…».
И всё же время, проведенное в колонии, он оценивает как проведенное с пользой. Говорит, что читал по одной книге за день, отвечал ежедневно на письма, а также научился отжиматься по полторы тысячи раз. А аргумент насчет пуза, который предъявляет ему Дудь, Давидыч кроет просто: мол, люблю пожрать.
Давидыч и «петушиный поступок»
После выхода из колонии главная задача Давидыча, конечно, восстановить свою яркую блогерскую активность. И тут же у него возникает конфликт с другим автоблогером, Гордеем, который тоже нарядил свою BMW в золотую пленку, чем несказанно обидел Давидыча.
Ну и несмотря на все горькое разочарование в системе, ЧТО Давидыч делает после освобождения? Он в рамках своего нового автопробега в 2020 году коллабится с другим заметным инфлюенсером России – Рамзаном Кадыровым.
Разочарование во власти? Нет-нет, друзья мои. Давидыч реализует на практике им же сформулированную логику современной действительности: или собирай вещи и уезжай из страны, или пляши так, как тебе будет сказано. Ну, он и пляшет.
Никуда не девается и такой жанр как автоскандалы с оскорблениями – здесь Давидыч по-прежнему хорош. Например, он сдаёт небезызвестного пранкера Литвина, который выложил в сториз видео, где видно, как он стреляет из водного пистолета по машине ГИБДД. Давидыч репостнул этот ролик и отметил на нем аккаунт МВД. После такого, так сказать, «петушиного поступка», Литвин позвонил Давидычу, чтобы узнать, зачем тот так поступил.
А вот еще одна примечательная история: Давидыч на дороге подрезает автомобиль, в котором, как оказалось, едет боец смешанных единоборств Магомед Исмаилов. Исмаилов не сдался и догнал лихача чтобы выяснить, кто у нас тут такой дерзкий. Эту историю Исмаилов рассказал в своем Инстаграме и – мое почтение – нокаутировал Китуашвили не кулаками, а словом: «Соблюдайте правила дорожного движения и не устраивайте гонки из-за всяких мелочей. И если даже ты отжимаешься 15 тысяч раз, не нужно применять свою силу на простых смертных, потому как смертные могут оказаться непростыми. P.S. Кто-нибудь, вызовите, пожалуйста, скорую на 220 километр Киевского шоссе, сбоку заправки лежит человек с многочисленными переломами, по описанию похож на Эрика Давидыча».
Ну, в реальности Исмаилов, конечно, никого не бил.
И все же, несмотря на вот эту, по всей видимости, спродюсированную историю по поводу вежливости на дорогах, Китуашвили себе не изменяет. В июле 2020 года он у себя в инсте выкладывает фотофиксации собственных нарушений ПДД. По этим фоткам выходит, что штрафов у Китуашвили на 257 тысяч рублей. Ну и где тут вежливость и уважение к другим участникам движения?
Только вдумайтесь: чувак не то, чтобы случайно, а сознательно нарушает закон, подвергает чужие жизни опасности – и хвастается этим, продолжает выстраивать культ вокруг собственной безнаказанности.
Осенью 2022 года Эрика Кутуашвили назначают советником генерального директора завода «Москвич». И теперь он гоняет по России, продвигая новый автомобиль с советским названием, собранный из китайских комплектующих.
А еще Давидыч продает свою новую «Тень» и отдает 10 миллионов рублей от ее продажи на помощь российским бойцам на СВО.
Но и после всех этих трансформаций вчерашний бунтарь Китуашвили продолжает создавать привычные ролики про авто, которые так заходят его публике. Впрочем, теперь он рассказывает не только про тачки, но и про благополучие России.
Ну, это Китуашвили перебесился или переобулся – даже не знаю, как правильней будет сказать. А многотысячная армия его фанатов и соратников продолжает верить в те идеалы, которые он прежде декларировал. Эти ребята живут на предельной скорости, продолжают гибнуть сами и убивать других на дорогах по всей стране.
Вот вам 22-летний стритрейсер насмерть сбивает женщину в 2018 году в Москве. До трагедии в его соцсетях были опубликованы видео, в которых тот гонял на скорости 250 км/ч. Ну а Казанский стритрейсинг вообще вырос в отдельный феномен, о нем пишут целые статьи.
И что отвечает на все это Эрик Давидыч, безусловно, имеющий отношение к развитию этого явления в России?
История Давидыча – это не просто байопик про вруна на крутой тачке. Про человека, который может быть одновременно борцом с системой и другом Кадырова, политзаключенным и пропагандистом, клоуном и героем, мошенником и патриотом. Это гораздо больше – это разговор об ответственности.
Природа человека такова, что в юности мы все много бунтуем против окружающего мира. И это здорово и классно, ведь этот подростковый максимализм продиктованный гормонами, тренирует в нас умение называть вещи своими именами, не лукавить и не лицемерить. Некоторые сохраняют эти гипертрофированные навыки и во взрослом возрасте. Их, может, и называют упертыми и недостаточно гибкими, но именно такие люди и есть коллективные носители совести общества.
Но, к сожалению, на эту подростковую жажду протестовать против всего мира, на неумение различать оттенки нередко присаживаются всякие отморозки. Тут вам и какой-нибудь «Синий кит», из-за которого «выпиливались» дети, и истории про банды, которые используют подростков, просто потому что те – не задумываются, когда выполняют то, что им приказывают их кумиры и наставники. А иногда и спецслужбы.
Ну и Давидыч – сюда же. В погоне за популярностью он за два десятилетия раскачал среди молодой российской аудитории тему опасного стритрейсинга. И ладно бы сам он до конца верил в эту идею и оставался ей предан. Ну как условный Доминик Торетто из «Форсажа», который хоть и сотрудничал с властями, но делал это всегда на своих условиях и не предавал собственных принципов и честь ставил превыше всего.
Но у нашего «Доминика с АлиЭкспресса» с честью как раз проблемка.
Кутуашвили теперь нахваливает собянинские трамваи, ну а те, кто повелся на его пропаганду, в лучшем случае остались калеками, а в худшем – их и вовсе нет на свете. Более того, хамство на дорогах, неуважение к своей и чужой жизни продолжает воспроизводить себя по сей день. Да, может, это происходит не в блестящей Москве, которой это уже наскучило, которая ищет и получает другие впечатления. Но в регионах, где из всех развлечений для подростков только фудкорт в торговом центре и заброшенный завод на окраине, пойти подрифтить «как Давидыч» – это по сей день вполне себе привлекательное развлечение.
И знаете, я рад, что этого типа с судимостью за мошенничество взяли пропагандировать собянинское транспортное благополучие. Во всяком случае так он, может, перестанет делать привлекательной смерть на дороге. И для многих его молодых зрителей – продолжение следует.