Дата
Автор
Павел Сюткин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Ваше благородие, а мыло зачем?» Павел Сюткин о русских народных сырах

«Что можно сказать про российский чеддер? Он как Дмитрий Медведев в мире сыров: безобидный и в целом бессмысленный», — заметил московский корреспондент английской «Гардиан» в 2015 году. С тех пор бывшего президента РФ ассоциируют уже с более забористым русским продуктом. Да и российские сыры изменились — десять лет импортозамещения даром не прошли. Об истории и нелегкой судьбе русского сыра рассказывает Павел Сюткин.

Сказочные исконные сыры

Сегодняшнее придумывание «правильной» версии русской истории не могло, конечно, миновать и наше кулинарное прошлое. И «великие русские сыры», изобретенные сметливыми полянами или древлянами еще при Владимире Ясно Солнышко — непременная часть этого патриотического фэнтези.

Между тем слово «сыр» в русской истории упоминается практически с самых первых ее страниц. «И сотворише пирование светло… больным же и нищим поставляше по улицам великия кади и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр», — рассказывает о пире князя Владимира в 998 году Патриаршая, или Никоновская, летопись.

В «Домострое» сыр употребляется не один десяток раз. Встречается и в более ранних летописях. «Наказной список» великого князя Ивана Васильевича (Ивана III) в 1498 году велит «пожаловали Матвея Оленина… А доводщику его побор с сохи ж на Петров день — каврига да сыр». Еще более ранняя «Русская правда» (XI век) определяет «вирнику взяти 7 ведеръ солоду на неделю… в середу куна оже сыръ».

Сторонники версии о «древних русских сырах» в качестве аргумента приводят цитату из того же «Домостроя»: «Старший дружка… сыры поломает, разложит по блюдам». Любопытно было бы посмотреть, как можно «разломать» руками современный сыр типа чеддера, швейцарского или костромского. А вот какую-нибудь плотную брынзу разломить вполне возможно.

В любом случае, никаких рецептов «исконных» отечественных сыров история не сохранила. Более или менее уверенно можно говорить о том, что сыры в средневековой Руси были, но их не варили, и получались эти сыры похожими на сегодняшние рассольные — брынзу, адыгейский, фету.

Сыр или творог?

Широко распространено мнение о том, что в средневековой Руси сыром вообще называли творог. Но все не так просто. Творог действительно часто именовали словом «сыр» («сиръ»). Но в этом случае очень трудно объяснить его упоминание в новгородских берестяных грамотах XII-XIV веков, где сыр закупают наряду с соленой рыбой, а то и вовсе используют в виде натуральной арендной платы за землю и налогов.

Так, датируемая 1360‒1380 годами найденная в Новгороде грамота № 406 (по списку А. А. Зализняка) содержит фразу: «…и рыбы и масло и сыры — это празга за три года». Празга — арендная плата (например, за пользование полем). Мог ли быстро портящийся творог выступать в этом качестве? Вряд ли. Как следует из текста грамоты, эта плата направлялась из деревни «господину Офоносу» в Новгород. Соответственно, продукт должен был храниться долго. Да и накопить большой объем обычного творога (не забываем, что речь об оплате за три года) было бы проблематично. Вероятно, речь идет действительно о сыре. Но о каком?

Попробуем по крупицам и скудным фрагментам восстановить, что же за продукт делали наши предки. «Вежа города (городская стена. — Republic) высока… создана же сама древом тесаным и убелена яко сыр», — такую фразу находим мы в Ипатьевской летописи (XV век). Итак, городская стена «убелена яко сыр». Трудно сказать, побелили ли стену со временем или она была такой изначально. Очевидно одно: сыр считался тогда эталоном белого цвета. Ничего другого в качестве сравнения автору летописи не пришло в голову. Нам же это говорит о том, что этот сыр по определению не мог быть выдержанным: белый — значит молодой. Вареный и выдержанный сыр должен приобретать разные оттенки желтого.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.