Дата
Автор
Константин Скоркин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Превращать воду в войну. Как действия России привели к кризису с водоснабжением Донбасса

Все это вело к потере резервов пресной воды и разрушению экологического баланса в регионе. «На дне искусственных водоемов десятилетиями накапливались осадки, содержащие тяжелые металлы, остатки удобрений и органики, нефтепродуктов. И когда водохранилище „раскрывается“, эти вещества не просто остаются на поверхности — они попадают в окружающую среду. Это означает, что мы отравляем не только воду, но и почву, воздух, пищевые цепочки. На таких территориях увеличивается риск роста раковых заболеваний, исчезает возможность заниматься сельским хозяйством, а иногда даже просто жить там», — рассказывала украинский эколог Александра Розанова.

Оккупационные власти «ДНР» перекладывали ответственность за проблемы с водоснабжением захваченной территории на Украину, пропагандисты писали о «водной блокаде» против самопровозглашенной республики, хотя официальных подтверждений перекрытия канала «Северский Донец — Донбасс» не было.

Фактически основной канал поставки воды в регион был попросту уничтожен в ходе российского вторжения. Нехватка воды стала еще одним аргументом в пользу «достижения целей СВО» — полного захвата Донецкой области, который позволил бы России установить полный контроль над каналом (точнее, тем, что от него осталось). «Полноценные работы по восстановлению канала возможны только в случае, когда вся его протяженность, включая подземную составляющую, будет под плотным контролем ВС РФ», — писало прокремлевское издание «Взгляд».

В качестве альтернативы разрушенному каналу оккупационные власти сделали ставку на построенный в конце 2022 года водовод с территории Ростовской области. Пророссийская пресса расхваливала этот проект: «Водовод был построен в рекордно короткие сроки: в ноябре 2022 года было принято решение о строительстве, в декабре начались сами работы, и всего за четыре месяца они были завершены».

Однако решить проблему с водой на Донбассе новый канал не смог: у него оказалась низкая пропускная способность, в работе происходили постоянные сбои. Чиновники «ДНР» были вынуждены констатировать, что поставки через него покрывают потребности региона только на 45%. Позже ультрапатриотические круги возлагали вину за провал проекта на бывшего замминистра обороны Тимура Иванова, осужденного за коррупцию. В деле Иванова действительно фигурировало получение взятки от компании «ОлимпСитиСтрой», которая участвовала в строительстве канала.

Как Пушилин и Путин «спасают» Донецк

Нынешний водный кризис начался этим летом, когда к прежним проблемам разрушенной инфраструктуры прибавились жара и засуха. Уцелевшие водохранилища Донецкой области, которые служили резервом, просто обмелели. Так, в Ханжонковском водохранилище в районе Макеевки показалось потрескавшееся дно. Подача воды в Донецке сократилась до одного раза в три дня, в Енакиево, родном городе экс-президента Януковича, — раз в четыре дня.

Проблемы с водоснабжением достигли такого масштаба, что их начали признавать и «патриоты Новороссии». Например, бывший народный депутат Олег Царëв описывал в своем Telegram-канале неприглядные будни дончан:

«В Донецке вода раз в три дня. Смывать унитаз никак. Обычное дело: дончане в унитаз кладут кулечек. И потом эти кулечки, кто нормальный, в мусор. Кто нет — выбрасывает под окнами».

Специалисты отмечают, что засухи случались на Донбассе и ранее, но нынешняя катастрофическая ситуация стала результатом военного ущерба и некомпетентности оккупационной администрации. «Природные условия могут быть сложными, но с ресурсами и компетенцией все можно было решить. Эти территории для России — как трофей. Никто не будет заботиться о людях там. Варварский подход, отсутствие управления, отсутствие координации. Это и есть источник кризиса», — говорит украинский эколог Владислав Антипов.

Бывший соратник Януковича Николай Азаров, бежавший в Россию, готов винить Украину и в засухе: «Сейчас установилась характерная для Донбасса сухая погода с высокой температурой. И население страдает от этой гуманитарной катастрофы, которую, кстати сказать, устроили киевские власти по прямому указанию своих западных хозяев».

Ситуацию усугубляет некомпетентность чиновников оккупационной администрации, тем более что многие из них — это работающие вахтовым методом российские «варяги», у которых нет знаний о специфике региона и желания вникать в нее. В 2022–2023 годах министерством строительства и ЖКХ «ДНР» руководил Эдуард Осипов, ранее занимавший должность замначальника федерального учреждения «Центравтомагистраль», которое отвечает за состояние и развитие дорожной сети вокруг Москвы. Замещал его ветеран ФСБ и бывший вице-мэр Бийска Андрей Нагайцев.

В 2023–2024 годах ведомством руководил экс-глава петербургского Стройнадзора Николай Циганов. Вслед за ним пост занял уроженец Донбасса Владимир Дубовка. До 2014 года он работал в сфере ЖКХ, но имел специфическую репутацию: местные блогеры пишут, что он «был связан с криминальным авторитетом, смотрящим города Амвросиевка Нестеровым». В 2014 году Дубовка якобы придерживался проукраинских взглядов и ходил в футболке с символикой «Правого сектора», но потом из карьерных соображений перебежал на сторону «ДНР». Региональное МЧС возглавляет Алексей Кострубицкий, известный своими пьяными дебошами.