Дата
Автор
Антон Меркуров
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Ударим планом по интернет-мошенникам!

Правительство утвердило план сражения с киберпреступностью, снова расширив полномочия силовикам. Полдела бюрократы сделали, остальное — политика…

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Из нововведений — возможность предоставить пользователю самостоятельно ограничить себе доступ в Сеть. В остальном, увы, ничего революционного, так что на снижение количества преступлений надеяться не стоит. Документ за подписью Михаила Мишустина показывает, как работает правительство, пытаясь решить большие и достаточно абстрактные задачи.

Сражаться с мошенничеством и ростом преступности с использованием современных технологий, безусловно, надо. Мы проводим в интернете столько времени, что неприятности неизбежны. Учитывая масштабы этих неприятностей, тема горячая. И да, с подозрительными звонками сталкиваются жители всех стран. И всей России тоже. И чем беднее и проблемнее регион — тем больше. Очевидно, с этим надо что-то делать. Так думают везде, и наш Белый дом тому не исключение.

Под раздачу (читай — под необходимость исполнять задуманное) в первую очередь попадают Минфин и Банк России, с одной стороны, и Генпрокуратура — с другой. Где-то посередине — Минцифры с Роскомнадзором и Финмониторингом. Достанется МВД, ФСБ и, конечно, Следственному комитету. Именно им вступать в виртуальное сражение. В нужное время найдется работа Минтруду и Росмолодежи. Минкульт тоже не забыли. Учитывая наличие пункта «заинтересованные федеральные органы исполнительной власти», в случае чего может присоединиться и Минздрав.

Для начала чиновникам предстоит определить, с чем придется иметь дело, а именно — определить список важных персональных данных, еще раз вспомнить и, видимо, пересмотреть сроки хранения той или иной информации, и, как всегда, пока не дошло до народа, на всякий случай проверить, что там с ответственностью провайдеров (им достанется в первую очередь).

Учитывая, что ожидаемый результат — это «повышение эффективности деятельности правоохранительных органов», обладателям лицензии на телематические услуги надо приготовиться. Палочную систему никто не отменял.

Поскольку нынче модно преступление растягивать во времени, эта традиция распространяется и тут. Согласно плану, предстоят изменения в КоАП. Будут наказывать, мягко говоря, обширнее. Но на фоне растущих репрессий это и правда выглядит как необходимый шаг по направлению к борьбе со злом. В конце концов, мы всей правды не знаем — вдруг именно это мешает доблестным сотрудникам избавить нас от растущей угрозы.

Но нужно и с народом что-то делать. Так что мероприятия по вовлечению, образованию и дальнейшему просвещению должны проходить в дежурном режиме без привязки к определенной дате. В конце концов, «снижение уровня виктимности поведения граждан» — это тоже инструмент в борьбе с мошенничеством, равно как и увеличение уровня финансовой грамотности. И с этим не поспоришь. Более того, вся эта шумиха и информационная кампания при поддержке тех или иных ведомств — это, без всякой иронии, полезная штука. Люди обсуждают, лезут читать.

Тонкой нитью через все повествование так или иначе проходят дети и цифровые активы. Без первых просто невозможно ни одно мероприятие, вторые по понятным причинам — предмет пристального внимания. Запреты и прочее регулирование — в другом документе. Тут же они — просто как уместное напоминание.

Пока все кажется правильным. Потому что самое интересное дальше.

А дальше — усилия по дальнейшим блокировкам и регулированию. Общими усилиями, ведь в одиночестве с этим не справиться, так что частно-государственное партнерство и здесь наше все. Тем более когда есть шанс на этом заработать.

Вот, например, реестр и депозитарий профилактических материалов, который предлагается собрать и разработать в рамках выполнения этого задания, — вполне себе достойная тема попилить бюджет.

Даже если это — единое хранилище всех рекламных листовок всех госучреждений. Насколько это необходимое решение, вопрос очень спорный.

Как и решение о создании очередной версии «белого списка». Пока, правда, такая возможность только изучается. Цель — сравнивать сайты с оригиналом для избежания фишинга и подмены домена, который и так неизвестно кто купил. Так что на всякий случай надо посмотреть, где и как можно закрутить гайки.

Конечно, подобные меры не дают никаких результатов, ведь современные мошенники вообще без всяких доменов обходятся. Но список такой в любом случае пригодится. Потому что блокировки не прекратятся, а к выявлению контента, подозрительных устройств и программ подключат еще и искусственный интеллект — куда ж без него. Тем более что надо и дальше развивать возможности мониторинга и запрета противоправной информации. Что, в общем-то, логично, ожидать обратного в наши времена было бы странно.

Фото: Илья Московец / URA.RU / ТАСС

Отдельно — гражданам разрешат самоизолироваться, а именно — самостоятельно погружаться в глубины скрепного интернета, включая услугу в настройках.

А чтобы все прошло успешно, нужны три простые вещи. Чтобы задействованные в исполнении:

  • получили отсрочку от армии;

  • активно учились;

  • между собой общались.

Последнее — вольная трактовка «Организации межведомственной стажировки» (обмен опытом).

И как финал — подписание Конвенции ООН по борьбе с киберпреступностью, участие в международных конференциях и все то, к чему мы, казалось, сперва начали привыкать, а потом наоборот. Но в конце концов успешно отчитаться о достигнутых результатах легко можно в рамках площадок типа БРИКС. Это рамочный план исполнительной ветви власти. Задача чиновников — формулировать задачи так, чтобы в конце безболезненно отчитаться об успехах.

Не для того ли в планах — множество мероприятий, симпозиумов, организация экспертно-консультативных групп и еще тысяча и один способ что-то имитировать, успешно отчитываться и, в общем-то, ничего существенного не делать?

Если говорить серьезно, то, что проблема киберпреступности замечена на правительственном уровне, — хорошо. Давно пора. Любой алармизм в этой сфере скорее хорошо, чем плохо. Это так или иначе способствует росту образования. В этом смысле есть надежда, что даже самые, казалось бы, бессмысленные тематические семинары, реализованные в рамках этого плана, и те дадут свои плоды.

Коррупционные издержки оставим за рамками исследования, в нынешней ситуации они неизбежны, как и закручивание гаек.

Для всех профильных ведомств — от СВР до МВД — это подарок по расширению ресурсов и полномочий.

Возможно, этим воспользуется и кто-нибудь из участников для своих не самых общественных целей. Как бы там ни было, несмотря на звучащую рефреном «защиту граждан от противоправной информации», ни этот, ни другие документы никак повлияют на динамику репрессий. Этот план — линия бюрократическая. А блокировки — это уже политика.

Приятно наблюдать, что люди чем-то заняты, тем более что это тот редкий случай, когда тяготы и заботы народа и чиновников совпадают. Но результативность в данном случае гарантирована только на бумаге — реальных результатов никто не ждет, а в сегодняшних условиях нарисовать можно все что угодно.

В такие моменты традиционно стоит вспомнить, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И это как раз тот случай, когда надеяться на правительство не стоит.