Тихон, идет операция
«Попытка убийства духовника Путина», которую спецслужбы «сорвали», арестовав его послушников, может быть связана с претензиями на патриарший престол

Митрополит Тихон (Шевкунов), крайний справа — послушник Денис Попович. Фото: Михаил Климентьев / ТАСС
Арестованные послушники митрополита Тихона (Шевкунова) дали в суде показания о том, что их пытали током, выбивая признания о намерении убить своего духовного отца. А опальный послушник митрополита Илариона (Алфеева), обвинивший его в сексуальных домогательствах, предположил, что Иларион может быть заинтересован в «деле шевкуновцев»… Обозреватель «Новой» оценивает достоверность «вновь открывшихся обстоятельств». А заодно — впервые публикуем рисунки послушника митрополита Тихона Никиты Иванковича, присланные из СИЗО.
Ток — царица доказательств
«Меня положили лицом на пол микроавтобуса, на голову мою был одет мешок, глаза и нос были залеплены липкой лентой, скотчем, руки связаны — я уже не видел чем — и присоединены какие-то то ли прищепки, то ли какое-то техническое средство. Я не видел его, но скоро почувствовал, как это действует…» На заседании Мосгорсуда по продлению меры пресечения 20 августа задержанные по делу о «подготовке покушения на митрополита Тихона» послушники Никита Иванкович и Денис Попович дали показания о применении к ним, скажем мягко, незаконных способов ведения следствия. Стенограмму показаний опубликовала «Медиазона»*.
Ранее «Новая» цитировала аналогичные рассказы адвокатов послушников — Марии Эйсмонт и Виктора Ларина: «Доказательства были собраны с нарушениями, под пытками, с применением электрического тока». Теперь мы знаем, как это могло быть, в деталях.
Задержание в конце февраля этого года стало для 28-летних церковнослужителей, воспитанных митрополитом Тихоном (Шевкуновым) и почитающих его как отца, абсолютной неожиданностью. Как рассказал на суде Никита Иванкович, силовики быстро прервали его рассказ, в котором он попытался опровергнуть обвинения, и разъяснили ему «правила игры»: «Когда отвечал не так, как нужно, то получал разряд электрического тока».
Подробнее об этих правилах рассказал в суде Денис Попович:
«Мне задавали вопросы, почему я хотел покуситься на митрополита Тихона. Я объяснял, что это полный бред, что он представляется для меня отцом и так далее, но эти люди в какой-то момент начали объяснять мне правила игры… Говорили: это не вопросы, а утверждения, поэтому ответ у меня может быть только один… Угрожали насильственными действиями сексуального характера, потом еще что-то, пытались всячески унизить. Ну и в конце концов даже угрожали условно называемой ликвидацией».

Никита вспоминал в суде 12 февраля этого года — день, который перевернул его жизнь. Ранним утром он собирался на службу в храм Воскресения в Сокольниках, где работал пономарем и катехизатором. В дверь московской квартиры, где он проживал с престарелой больной матерью, постучали — и Никита открыл. Вошли несколько человек в масках и без, предъявили постановление об обыске, молодого человека положили лицом в пол и надели наручники.
Вскоре из-под его подушки достали белый пакет, в который была завернута лопата со следами земли, и неизвестный мобильный телефон. «Оба предмета я видел впервые», — сказал Никита суду.

После обыска его привезли в соседний лесопарк: «Там мне на видном месте был продемонстрирован некий контейнер, находящийся в углублении, под кустом. Стоит отметить, что это зима. Вот и на таком расчищенном месте стоял контейнер, в котором лежала пачка сока и конверт».
Вскоре по российским телеканалам покажут сюжет с личными данными задержанного (хотя его вина не доказана и дело даже не передано в суд) и сам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментирует его: «Киевский режим не гнушается ничем. Нет ничего святого, это еще раз подтверждается». Из контейнера, слегка присыпанного листвой, извлекут старые паспорта граждан Украины и предполагаемое взрывное устройство.
Из всего случившегося, как признался Никита в суде, больше всего шокировала приписанная ему и Денису Поповичу «цель теракта»: убийство митрополита Тихона. Никита рассказывает: «Я всегда искал какого-то человека, который мог бы мне заменить отца… В молодости моей студенческой таким человеком стал митрополит Тихон (Шевкунов)… Человек, которому я, наверное, обязан многим, если не всем».
Мысль об убийстве кого-либо противоречит религиозным убеждениям Никиты и Дениса: «Как человек, исповедующий христианство, готовящийся к служению церкви, никогда даже и помыслить об этом не мог, не то что предпринять какие-то действия к участию, организации, подготовке и воплощению в жизнь таких злых, коварных и совершенно жутких планов, которые мне приписывают».
Эти же аргументы звучат в показаниях Дениса Поповича — гражданина Украины, который с 2014 года учился в Москве и стал доверенным лицом Тихона:
«Никогда не взаимодействовал ни с каким оружием и по своим жизненным, религиозным убеждениям являюсь противником любого насилия и нарушения закона… Особенно же абсурдно звучат выдвинутые против меня обвинения — якобы я хотел покуситься на жизнь дорогого и действительно горячо любимого мной человека, представляющего для меня как духовного отца, так и отца во многих смыслах».
В ближайшее время Денис, уже имеющий чин иподиакона, планировал рукоположиться в сан священника, а любое пролитие крови, по канонам, закрывает к этому путь.
Наивно было бы ожидать, что суд заинтересуется показаниями послушников, подозреваемых по тяжким террористическим статьям: обоим меру пресечения оставили без изменений — они содержатся в СИЗО «Лефортово».
В лефортовской келье
В главный политический изолятор России, который скоро официально вернется в структуру ФСБ, ребят перевели из СИЗО № 3 в апреле, на Пасху. Как рассказал «Новой» друг Никиты Иванковича Роман, камера в «Лефортово» гораздо скромнее в размерах. Если раньше Никита писал о своих сокамерниках — среди них были талантливые люди, читавшие ему свои книги, — то теперь о них ничего неизвестно. Зато Никита делится кругом своего чтения: повести Валентина Пикуля, «История Бога» британского философа Карен Армстронг, романы Халеда Хоссейни и Харуки Мураками, биографическая книга Мишель Обамы. Любит разглядывать облака за зарешеченным окном «в поиске ассоциаций», много рисует — старинные церкви и замки (с разрешения Никиты Роман любезно поделился с «Новой» некоторыми из рисунков). Охотно говорит о вере с сокамерниками, но в письмах звучат и горькие нотки:
«Иногда тяжело быть в церкви», особенно если она от тебя отрекается. Но Никита «продолжает любить ее: часто рассказывает о своих православных знакомых, которые могли быть знакомы со святыми».


Невеста Никиты вспоминает, как он помогал ей в детском доме для инвалидов в качестве волонтера: «На выездах с детьми, на ярмарках, делал четки и браслеты на продажу безвозмездно, — передает ее слова Роман. — Сам организовывал ярмарки несколько лет в пользу нашего социального дома для инвалидов». В материалах дела об этом человеке говорится, что устойчивыми социальными связями он «не обладал».
Люциферианство
«Новая» уже подробно рассказывала о нестыковках в деле Иванковича и Поповича, которые обнаружились в первый же день, 28 февраля, когда ЦОС ФСБ опубликовала сообщение и видеоролик о задержании послушников. Напомним о них вкратце. Скорее всего, послушники «попали в поле зрения» спецслужбы после публикации анонимного православно-патриотического телеграм-канала «Епископ Люцифер» от 11 сентября 2022 года, канал может курировать кто-то из сотрудников синодального Отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ. Во всяком случае, у админов канала есть неплохой доступ как к оперативной информации силовиков, так и к взломанным чатам. Со ссылкой на такую частную переписку, тайна которой вроде как охраняется Конституцией РФ, «Епископ Люцифер» сигнализировал, что на посиделках в Сретенском монастыре двое послушников Тихона не поддерживают СВО, проповедуют пацифизм и вообще — чуть ли не симпатизируют Украине.
22 января этого года, когда Никита Иванкович, ничего не подозревая, служилв своем храме в Сокольниках, а Денис Попович отбывал 15 суток по административному аресту с весьма натянутыми основаниями, «Епископ Люцифер» опубликовал утечку от силовиков о том, что Попович «задержан за связь с террористическими организациями Украины». Пост провисел всего 25 минут, но «Новая» опубликовала его скриншот.
Подозрения в терроризме были предъявлены Поповичу только три недели спустя — 12 февраля, в тот же день, когда задержали Иванковича. Но Люцифер все знал заранее!
Сложно поверить, что украинские спецслужбы стали бы привлекать для столь непростого задания людей, не имеющих навыков обращения со взрывчатыми веществами, что тайник представляет собой ямку, присыпанную листвой, а главный мотив преступления — получение внутренних украинских паспортов старого образца, не дающих права на пересечение границы. «Новая» называла имена истинных владельцев этих паспортов, поскольку в ролике ЦСО ФСБ крупным планом фигурировали их номера и ФИО владельцев. Ими оказались Дубенский Василий Олегович, офицер ВСУ, заявивший о потере документов в ходе боевых действий на Луганщине в мае 2023 года, и Шмарко Иван Владимирович, бывший курсант Академии ВМС Украины имени П.С. Нахимова в Севастополе, перешедший на сторону РФ в марте 2014 года.

Дата публикации сообщения ЦСО ФСБ увязана с первой встречей Зеленского с Трампом в качестве вновь избранного президента США. Поначалу это кажется простым совпадением, но посмотрим, кто комментировал, казалось бы, рядовое событие (сегодня в РФ почти ежедневно кого-то задерживают по подозрению в связях с СБУ). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, буквально через пару часов после сообщения ЦСО ФСБ, пресс-секретарь патриарха Владимир Легойда, который вообще требовал созвать по этому факту Совбез ООН. Наконец, 6 марта на встрече с патриотическими активистами во Пскове сам Владимир Путин выносит вердикт:
«Противник предпринял попытку покушения на жизнь владыки Тихона… Добрались и до священников уже, хотя они ни с кем не воюют».
Даже если задержание Поповича и Иванковича нужно было лишь для создания сиюминутного пиар-фона встречи Трампа с Зеленским, то после высказывания самого Путина признавать, что это была ошибка, почти наверняка не будут.
Тень конкурента
Официальные СМИ и патриотические телеграм-каналы в первые дни после задержания послушников представляли митрополита Тихона в качестве героя веры, символа уже «духовной СВО», которого враги наметили в качестве первой жертвы среди иерархов РПЦ. На укрепление этой версии работало утверждение пропаганды о том, что Тихон стремится встретиться со своими «покусителями», чтобы принять их покаяние и простить их.
При этом сам Тихон упорно уклоняется от ответов на вопрос о своем отношении к этому делу, и у нас нет никаких оснований утверждать, что он считает себя потерпевшим.
Украинские власти, со своей стороны, не ставили его на первые позиции в списках «врагов Украины» среди деятелей РПЦ, а украинские СМИ даже с некоторой симпатией цитировали его призывы к примирению, которые начали раздаваться из уст митрополита ещё осенью 2022 года.
Словом, если «дело послушников» и имело некую потенцию усилить героический и патриотический образ Крымского Владыки, то сам он этой возможностью явно не воспользовался.
Но помимо этой версии, в церковной среде циркулирует и довольно экзотическая (если не сказать — конспирологическая), связанная с конкурентной борьбой основных потенциальных кандидатов в патриархи — условного «духовника Путина» митрополита Тихона и условного «лидера либералов» митрополита Илариона (Алфеева). Благодаря громкому скандалу прошлого года позиции последнего пошатнулись, но в последние месяцы он начал предпринимать титанические усилия по реабилитации своего «честного имени» и по возвращению на церковный Олимп.

22 августа бывший келейник и иподиакон Илариона, 20-летний гражданин Японии Георгий Сузуки, который, собственно, и стал возмутителем спокойствия в прошлом году, опубликовал видеоролик, в котором пересказывает содержание 56-страничного иска Илариона к Сузуки, направленного в один из московских судов. Бывший постоянный член синода РПЦ и бывший председатель Отдела внешних церковных связей, ныне служащий в храме в Карловых Варах , добивается от своего бывшего келейника 1 млн рублей и опровержения распространенных Сузуки сведений. А именно: о том, что Иларион якобы не писал множества толстых книг, изданных под его именем; является фигурантом уголовных дел; сотрудничает с западными спецслужбами; совершал сексуальные домогательства; причастен к коррупции; ведет немонашеский образ жизни (между прочим, Синод РПЦ признал 27 декабря прошлого года несоответствие характера отношений Илариона с ближайшим окружением и его быт «образу монаха и священнослужителя»). По мнению Сузуки, юридическое признание невиновности Илариона российским судом позволит ему вновь получить назначение на архиерейскую кафедру, а его финансовые и административные ресурсы — в перспективе претендовать на патриаршество.
Компрометация послушников основного конкурента, которые «вообще оказались террористами», — могла бы стать важным элементом пиар-кампании такого рода. Пусть Иларион не ангел, но выборы патриарха вполне могут проходить по принципу «из двух зол…».
Георгий Сузуки продемонстрировал копии депутатского запроса и ответа на него главного прокурора Венгрии Питера Полта, датированные январем этого года. Если верить этим документам, венгерские власти ведут расследование в связи с обвинениями Илариона в сексуальных домогательствах, но делают это странно: «Место его нахождения не установлено», в международный розыск его не объявляют. При этом, по утверждению Сузуки, адвокаты Илариона находятся в постоянном контакте с его адвокатом.
Непрозрачный статус влиятельного митрополита в Венгрии выявился еще в самом начале СВО, когда в июне 2022 года патриарх перевел Илариона из Москвы в Будапешт. Законы Венгрии устанавливают 8-летний срок постоянного проживания в стране как условие для получения ее гражданства. В крайнем случае для лиц, родившихся на территории Венгрии, этот срок может быть сокращен до трех лет. Однако Илариону, его матери и ближайшим сотрудникам гражданство выдали через… три месяца после переезда — в сентябре 2022-го. Это стало первым подобным случаем в истории Венгрии и вызвало шквал обвинений в адрес Орбана в оппозиционной прессе. Выяснилось, в частности, что нынешний премьер и митрополит Иларион учились в начале 1990-х в Пембрук-колледже в Великобритании, причем стипендию Орбану выдал Джордж Сорос.
Венгрия многократно блокировала внесение главы РПЦ в санкционные списки ЕС, и в июне 2023 года благодарный Кирилл наградил Виктора Орбана орденом РПЦ Славы и Чести I степени.

В доверительных разговорах в Венгрии Георгий Сузуки смог разговорить Илариона и записать некоторые его признания об источниках своего финансового могущества. Дело в том, что все бывшие келейники и конфиденты Илариона — иеромонах Иоанн (Копейкин), иеромонах Николай (Оно), диакон Вячеслав Ли, Филипп Чемпион — получают некие вознаграждения от фондов, аффилированных с митрополитом (например, Фонд митрополита Илариона, Фонд «Познание», благотворительный фонд имени св. Марка Эфесского). Такую «плату за молчание» — на сумму 2000 евро в месяц на протяжении 16 лет — Иларион, по словам Сузуки, якобы предлагал и ему. Скандал разразился после того, как Георгий и его мама не договорились с Иларионом о порядке выплат (они хотели сразу, а Иларион якобы настаивал на постепенности). Среди возможных спонсоров митрополита наша газета называла Валерия Когана (компания «Ист Лайн», управлявшая Домодедово), Дмитрия Пумпянского (Свердловский союз промышленников и предпринимателей) и Года Нисанова.
Свое видеообращение Сузуки завершает сообщением о создании организации, которая займется защитой юных жертв («не только сексуальных») чиновников РПЦ: «Буду помогать им и делать так, чтобы они были услышаны».
«Не ходите, дети…»
Очевидно, что продолжение дела послушников митрополита Тихона, синхронизированное с полной реабилитацией митрополита Илариона, которого патриарх Кирилл уже делал своим преемником на посту церковного «министра иностранных дел», ведет к серьезному изменению в расстановке сил на самой вершине иерархии РПЦ. Заметим, что, несмотря на всю серьезность обвинений, Иларион не был отдан под церковный суд или запрещен в служении, а лишь «сослан» — и то с почетом, на престижный курорт. Официальный сайт Московской патриархии продолжает украшать его помпезная биография с перечислением 25 профессорских и докторских званий, десятков научных и музыкальных произведений, бесчисленных церковных и государственных наград. Его официальная реабилитация на государственном уровне вынудит патриархию вернуть столь выдающегося иерарха на какую-нибудь высокую должность и открыть перед ним еще более высокие перспективы.
Митрополит Тихон пока демонстрирует бессилие. После того как 2 марта в эфире Дмитрий Киселев сообщил, что Тихон добивается встречи со своими арестованными послушниками, встреча так и не состоялась — «свидания не дают».
Об антивоенных взглядах послушников Тихон знал хорошо, но переубеждать их не пытался, ласково называя «хиленькими диссидентами». После того как Никита спел панихиду у храма, где отпевали Навального, Тихон его не отругал, а благословил: «Делай, как велит сердце».
Обе эти истории с послушниками — тихоновскими и иларионовским — хоть и развиваются с разной степенью драматизма, посылают церковной молодежи одинаковый сигнал: в современных условиях лучше держаться подальше от влиятельных архиереев, несмотря на все соблазны церковной карьеры и материального благополучия.