«Родина не считает деньги»
Маркетолог похвастался, что за год вывел сайт с рекламой контрактной службы на первые места в «Яндексе» и Google. Вот что он рассказал «Важным историям» о своей работе
В конце августа Василий Жарков, 29-летний владелец SEO-агентства, которое занимается продвижением сайтов, поделился в соцсетях новым кейсом. Он рассказал, что за год работы вывел сайт для вербовки добровольцев на войну против Украины на первые места в поисковиках. По его словам, в результате через этот сайт контракты с Минобороны заключают 7,5 тыс. человек в месяц. Жарков рассказал «Важным историям», сколько стоит вербовка одного человека на войну с Украиной и почему он считает себя «соучастником по защите мирного населения».
Нейросети на службе у Минобороны
«SEO-кейс, от которого подгорит у каждого: как мы захватили весь поисковый трафик в самой жирной "темке"», — так Василий Жарков озаглавил свой пост во «ВКонтакте». В нем он утверждает, что спустя год работы его клиент, сайт «Доброволец-центр», ежемесячно получает 12,5 тыс. заявок от желающих подписать контракт. Больше половины из них, 7,5 тыс. человек, в итоге отправляются на фронт. Если верить этой цифре, через этот проект проходит до 25% всех новых контрактников: в 2024 году российская армия в среднем набирала от 30 до 35 тыс. человек в месяц. «Важные истории» не могут независимо проверить утверждение Жаркова.
Команда агентства подключилась к работе над сайтом в сентябре 2024-го. По словам Жаркова, к этому моменту сайт находился на последних страницах в поисковиках и не приносил «клиентов». «Коммерческий эффект появился, когда сайт занял позиции в первой тройке поисковой выдачи “Яндекса” — пошли лиды (так называют потенциальных клиентов. — Прим. ред.), трафик и заявки», — объясняет специалист.
Что известно о проекте «Доброволец-центр»Это относительно свежий бизнес: доменное имя, которое использует «Доброволец-центр», было зарегистрировано в мае 2024-го, следует из данных сервиса Whois. Примерно тогда же российские регионы начали вводить «реферальные программы»: за каждого приведенного в пункт отбора на контракт добровольца можно было получить от 5 до 100 тыс. рублей. За год в интернете появились десятки сайтов и телеграм-каналов, где рекрутеры-посредники размещают «вакансии» на фронте.
Журналист «Важных историй» поговорил с сотрудником компании, представившись потенциальным добровольцем. Как рассказал рекрутер «Доброволец-центра», желающих подписать контракт отправляют в несколько регионов, в том числе в Москву, Московскую и Нижегородскую области. Через Нижний Новгород, по его словам, можно попасть на тыловую службу в 12-м Главном управлении Минобороны — оно отвечает за охрану ядерных объектов.
Кто именно стоит за этим проектом, неизвестно. «Важные истории» направили запрос в «Доброволец-центр» с просьбой прокомментировать озвученные Жарковым цифры. На момент публикации ответа мы не получили.
За несколько месяцев на сайте появились сотни страниц, содержащие в заголовке названия крупнейших городов и регионов России вместе с типовой фразой «Контракт на СВО». «Если вы наберете “служба по контракту” в любом регионе России, где бы вы ни находились, на первых местах увидите сайт моего клиента», — рассказывает Жарков.

Ссылки на «Доброволец-центр» действительно можно встретить на первых позициях в выдаче поисковиков, в том числе и тексты вроде: «Обязанности повара на передовой», «Карьера в спецназе: этапы и перспективы» и «Как пользоваться ПЗРК [переносным зенитно-ракетным комплексом]». Цитаты из таких материалов затем попадают в ответы нейросетей на запросы пользователей о войне.
«При поиске в любой нейросети, включая “Алису”, ChatGPT и DeepSeek, чего-либо про СВО — “сколько зарабатывают”, “какая смертность”, — с вероятностью в 90% подсказка будет идти с нашего сайта, — поясняет Жарков. — Всё оптимизировано под AI-выдачу, и немало трафика и заявок приходят именно из нейросетей». «Важные истории» убедились в том, что по ряду тематических запросов нейросети ссылаются на сайт «Доброволец-центра».

Как объяснил в разговоре с «Важными историями» российский SEO-специалист, пожелавший остаться анонимным, наполнение сайта контентом может увеличить количество посещений. Однако попасть в топ выдачи крупнейших поисковиков, полагаясь на сгенерированные нейросетями тексты, «почти невозможно». Описанные Жарковым результаты собеседник «Важных историй» назвал неправдоподобными.
«Расход на привлечение одного контрактника символический»
За SEO-продвижением подобных сайтов в агентство обращаются и конкуренты «Доброволец-центра». «Сейчас, как в ковидные времена: вы помните, что все начали резко заниматься масками, чтобы извлечь из этого прибыль. Это направление развивается очень активно, потому что доходность в нем большая, спрос большой», — рассказывает Жарков.
По оценке специалиста, стоимость одной заявки на подписание контракта не превышает 16 рублей. Это значительно выгоднее, чем в контекстной и таргетированной рекламе. «Тысяча показов в таргетированной рекламе стоит 300-400 рублей, — объясняет Жарков. — Вероятность получить хотя бы один лид с тысячи показов мала, особенно в такой нише, как набор добровольцев». Стоимость одного лида, привлеченного с помощью этих методов, он оценивает в 10–15 тысяч рублей. «В нашем случае расход на привлечение одного контрактника символический», — резюмирует основатель SEO-агентства.
С тем, что привлечение клиентов из поисковой выдачи обычно обходится дешевле альтернативных способов, согласен и собеседник «Важных историй», работающий в сфере SEO-продвижения.
Как рассказали «Вёрстке» работающие в этой сфере рекрутеры, за одного контрактника они получают от 50 до 300 тыс. рублей в зависимости от региона. Этим летом на сайте госзакупок впервые появились заявки на подбор кандидатов на военную службу. «Городские электрические сети» Ханты-Мансийска были готовы платить от 150 до 190 тыс. рублей за человека, а руководство городского рынка в Александрове во Владимирской области назначило вознаграждение в 300 тыс. рублей.

По подсчетам Жаркова, сайт «Доброволец-центр» достиг конверсии в 5% — после визита на сайт заявку на подписание контракта оставляет каждый 20-й посетитель. Конверсию в промежутке от 5 до 15% «для сайта услуг» он считает нормальной. Показатель зависит от типа услуги и ее срочности: конверсия для вызова эвакуатора или скорой помощи может доходить и до 50%. В товарной нише конкуренция выше, а выбора больше, поэтому для неизвестных брендов конверсия в заявку может быть и ниже 1%, рассказывает специалист.
После вывода сайта на первые места в поисковой выдаче и нейросетях работа над проектом не останавливается. «SEO — это постоянная игра в догонялки, — говорит Жарков. — Ранжирование зависит от текстовой релевантности, технического качества сайта и поведения пользователей. Сегодня один сайт стоит на первом месте, а завтра конкурент дорабатывает свой сайт и обходит его». Как признается основатель агентства, за продвижение сайта «Доброволец-центр» его компания ежемесячно получает 350 тыс. рублей.
«Соучастник по защите мирного населения»
По словам специалиста, самые популярные поисковые запросы, которые приводят посетителей на сайт, это «добровольческие отряды на сво», «доброволец на сво», «добровольческие формирования на сво» и «водитель на сво». Наряду с водителями большим спросом пользуются вакансии поваров и мастеров в ремонтных батальонах. «Люди ищут какую-то профессию, не связанную непосредственно с участием в боевых действиях», — объясняет он.
Добровольцев, которые откликаются на вакансии его клиента, Жарков делит на два типа: на тех, кто «хочет заработать денег», и тех, кто решил, что «пришло время защищать Родину». Желающие поехать на войну из первой категории «ищут варианты, где ты выживешь с большей вероятностью», а «патриоты» — «где можно максимально участвовать». Одной из наиболее популярных боевых профессий, судя по статистике переходов на сайт, он называет операторов БПЛА.
После поста о продвижении сайта «Доброволец-центр» некоторые коллеги в личных разговорах раскритиковали Жаркова. Отвечая на критику в комментариях к посту, он называет себя «соучастником по защите мирного населения». «Были такие, кто говорил: “Зачем ты это делаешь? Нужно быть аполитичным”. Но это не означает, что я топлю за войну, — говорит Жарков. — Война — это плохо. Я считаю, что этот проект защищает мирное население от возможности принудительного призыва. Благодаря тому, что есть такие компании, идти служить без желания не приходится ни мне, ни вам. В нашей стране всё протекает лучше, чем, например, в Украине, где всех хватают на улицах. И процитирую свой пост: “Наш ROMI (метрика Return on Marketing Investment, используется для подсчета окупаемости затрат на маркетинг. — Прим. ред.) — это бесконечность, потому что Родина не считает деньги”. Несмотря на всё, это идет всем на пользу».