Франция не допустит аннексии Гренландии?
Париж срочно послал на остров главу МИД — на фоне разоблачения работы «людей Трампа» по присоединению этой земли к США

Фото: Zuma / TASS
Глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро срочно слетал в гренландскую столицу Нуук — причем в субботу-воскресенье, не дожидаясь начала рабочей недели. Такая срочность была проявлена после того, как датская государственная телекомпания опубликовала данные властей своей страны: в Гренландии действуют люди, «приближенные к президенту Трампу», которые среди прочего составляют списки жителей 56-тысячного острова, желающих его присоединения к Соединенным Штатам.
Не желая отдавать европейскую землю американцам, Париж — по согласованию с Копенгагеном — предложил Гренландии конкретную помощь: как в области безопасности, так и в области разведки полезных ископаемых — с их последующей совместной добычей. Ранее глава МИД Франции говорил, что страна будет готова ввести войска на остров, «если Дания попросит».
Французский министр во время пресс-конференции в Нууке подчеркнул, что его визит — «это послание»: «Гренландия и Дания не одни. Европа и Франция стоят рядом с ними сегодня и будут рядом завтра. Гренландия — арктическая, но также европейская территория…»
Адресатом послания, без всяких сомнений, был Белый дом, хотя французский дипломат, конечно, не уточнял адреса и не называл имени Трампа. Но цитировал американского лидера так, что не перепутаешь.
«Вы не сделаете свою страну great again, навязывая себя своим соседям и союзникам. Вы сделаете свою страну снова великой, если будете вносить вклад в свободу мира и в способность ваших друзей и партнеров развиваться, а также в мир и процветание», — сказал глава МИД Франции.
Пояснив также: «Великая держава не строится на порабощении соседей и союзников, на проекции континентального или глобального господства. Это тупиковый путь — и в Европе, и в Арктике, и где бы то ни было. <…> Европа не позволит этого. Европа утвердится как альтернатива имперской логике, как политический проект, основанный на уважении суверенитета народов, неприкосновенности границ и верховенства права над силой. <…> Европа не даст себя запугать».
Добавил: «Меня направили к властям Гренландии, чтобы оценить серьезность этих обвинений (представленных датским телевидением в адрес «приближенных Трампа». — Ю. С.). Они заявили, что это было проявлением неуважения и неприемлемо…»
«Как минимум трое американцев, имеющих связи с президентом США и Белым домом»
Информация об «операции по вмешательству» американцев в дела Гренландии была опубликована датской государственной телерадиокомпанией (DR), хотя, вероятнее всего, речь идет о «сливе» со стороны датских властей, которые — по крайней мере, пока — не рискуют выдвигать обвинения официально и прямо.
Как сообщил канал DR, его информация основана на беседах с восемью источниками, которые «из-за чувствительного характера дела согласились говорить только на условиях анонимности». «Это центральные источники в правительстве и органах власти (Дании), а также в Гренландии и США». Сообщается также, что DR общался с источниками по этому вопросу с момента вступления Дональда Трампа в должность президента в январе этого года.
Источники используют термины «инфильтрация» и «операции влияния», оценивая, что цель этих действий — «проникнуть в гренландское общество, чтобы изнутри ослабить связи с Данией и подчинить Гренландию США».
По утверждению DR, «за этими операциями внимательно следит высшее руководство Дании» (остров входит в состав Датского королевства)и власти разных уровней.
Как минимум трое американцев, имеющих связи с президентом США и Белым домом, на протяжении долгого времени действовали в Гренландии через различные сети и контакты, говорится в материале. Один из американцев «во время визита в Нуук составил список гренландцев, поддерживающих президента Дональда Трампа». Цель списка — «найти людей, которых можно было бы завербовать в движение за отделение Гренландии от Дании». Этот же человек «составил и противоположный список — гренландцев, критически настроенных по отношению к США».
Кроме того, он же «просил гренландцев указать темы, которые можно использовать для того, чтобы выставить Данию в неблагоприятном свете». «В частности, речь шла о случаях принудительного изъятия гренландских детей в Дании (в основном в 1950–1970-х годах, когда детей из Гренландии насильно помещали в датские семьи или интернаты в рамках политики «гренландской ассимиляции». — Ю. С.) и так называемом «деле о спиралях» (в 1960–1970-х годах) когда датские врачи без согласия устанавливали внутриматочные спирали гренландским девочкам и женщинам в рамках программы контроля за рождаемостью», — пояснил телеканал.

И заявил, что упомянутого американца «неоднократно видели на публике вместе с президентом США», а еще он «недавно был назначен на должность, дающую ему влияние на политику безопасности США».
«Двое других американцев, деятельность которых также вызывает обеспокоенность властей, в последние годы регулярно путешествовали между Гренландией и США. Оба ранее работали под руководством Дональда Трампа», — говорится в публикации, где также утверждается, что «в Гренландии они пытались завязать контакты с политиками, бизнесменами и гражданами».
«Из соображений защиты источников» телеканал не раскрывает «конкретные детали того, что именно в их действиях беспокоит власти» Дании. «DR знает имена троих американцев, но не публикует их ради защиты источников», — подчеркивается в материале.
Датская служба безопасности и разведки PET (которая, вероятно, может являться основной добытчицей материалов для этого расследования) заявила телеканалу, что «находится в постоянном и тесном диалоге с властями Гренландии о развитии картины угроз, конкретных операциях по воздействию и о принятии соответствующих контрмер».
Правительство Дании, в свою очередь, заявило, что «в будущем PET станет более активно присутствовать в Гренландии».
Реакция американцев
Телекомпания DR сообщает, что спрашивала у Белого дома, «инструктировало ли американское государство своих граждан на проведение операций влияния в Гренландии», но «Белый дом не ответил».
А посольство США в Копенгагене прислало ответ, в котором при воображении, склонном к катастрофизму, можно разглядеть известную риторику про «ихтамнет»: «Отдельные граждане США могут иметь интересы в Гренландии. Американское правительство не контролирует и не управляет действиями частных лиц».
В посольстве добавили, что США «ценят отношения с правительствами Гренландии и Дании»: «Президент, вице-президент и госсекретарь все ясно выразились: США уважают право гренландского народа самостоятельно определять свое будущее».

При этом весь мир знает, что и Трамп, и его вице-президент Джей Ди Вэнс открыто делали заявления о том, что находящаяся в союзе с Данией Гренландия «должна» стать американской. И сам глава Белого дома «не исключал», что может прибегнуть для этого к военной силе.
«Один из источников» DR подчеркнул, что «стратегия администрации Трампа по установлению контроля над Гренландией с декабря 2024 года была разделена на три этапа, когда Дональд Трамп заявил, что «американское владение и контроль над Гренландией — абсолютная необходимость».
-
Первый этап заключался в том, чтобы развернуть «операцию» по «соблазнению» гренландцев — и для этого, в частности, в Нуук в январе приезжал сын Трампа.
-
Затем последовал этап давления на Данию: вице-президент Вэнс в марте посетил американскую базу Питуффик в Гренландии и в своей речи обвинил Данию в «предательстве гренландцев».
-
Весной, по утверждению источника, стратегия перешла в третью фазу — «инфильтрацию в гренландское общество».
При этом источники DR «не считают, что США на данный момент планируют использовать военную силу для принудительной аннексии», говорится в материале.
«Разработка гренландских ресурсов с уважением к интересам Гренландии»
Одной из главных причин, по которым Трамп грезит о Гренландии, является вероятное наличие на этом гигантском острове («Три Франции», как подчеркнул французский министр) больших, но пока слабо разведанных залежей полезных ископаемых — редкоземельных металлов, лития, графита, меди, никеля, цинка, свинца, урана…
Сам того, очевидно, не желая, глава Белого дома пробудил интерес к этим дарам природы со стороны других стран, и лучше всех в Европе вооруженная Франция — родина свобод и прав человека — решила совместить полезное и необходимое (защиту европейской страны от угрозы вторжения) с «приятным».

Глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро на пресс-конференции 31 августа в Нууке, стоя рядом со своим коллегой — министром независимости и иностранных дел Гренландии Вивиан Мотсфельдт, сначала подчеркнул историческую связь, процитировав* французского летчика и полярного исследователя Поль-Эмиля Виктора. Затем сказал процитированные выше слова об уважении суверенитета народов, неприкосновенности границ и верховенства права над силой. Подчеркнул особо, что «наша дружба (Франции и Гренландии, Евросоюза и Гренландии. — Ю. С.) особенно ценна в то время, когда на пороге нового двадцатилетия мировой беспорядок, жажда власти и ожесточение международных отношений вновь ставят под вопрос нашу независимость и суверенитет», а «уверенность в мире, в процветании, в демократии — все эти ценности подвергаются сомнению из-за пробуждения новых империй, которые хотят заменить логику сотрудничества логикой принуждения».
Продолжил:
«Это ожесточение проявляется даже в Арктике, которая до недавнего времени считалась регионом мира и науки, зоной низкой напряженности. Исключение для Арктики закончилось 24 февраля 2022 года…
Эта *** сопровождалась усиленной агрессивностью во всех сферах <…>. И даже на Крайнем Севере эта конфликтность подменила собой плодотворное сотрудничество в рамках Арктического совета».
«Мировое ожесточение проявляется также в том, что крупные державы все чаще прибегают к хищнической логике по отношению к своим соседям — запугивание, давление, шантаж, угрозы, превращение соседей в зависимые территории», — продолжил французский министр. И подчеркнул, что «президент Республики (Макрон), будучи здесь (15 июня)**, ясно сказал: «Гренландия не является объектом для захвата, Гренландия не продается!»
Сказав все главные слова, Жан-Ноэль Барро поблагодарил «датские власти за то, что они содействовали этой поездке, которая позволяет нам вместе претворить в жизнь обязательства, взятые президентом» Макроном. Пояснил позднее в ответе на вопрос, как «Европа и Франция могут помочь Гренландии перед лицом (американских вмешательств)»: нужно присутствовать на месте с конкретными проектами: «Лучший способ засвидетельствовать нашу приверженность Гренландии — это не просто делать громкие заявления, но и реализовывать проекты».
Он подчеркнул, что «Франция укрепляет сотрудничество в оборонной сфере с Данией, важнейшим союзником по НАТО: мы увеличиваем частоту совместных учений и патрулей в регионе; французские исследовательские и военные миссии помогают обеспечивать свободу и безопасность навигации». Министр отметил, что «Франция обладает уникальным опытом в возобновляемой энергетике, гидроэнергетике, критических минералах…».

Продолжил: «Разработка минеральных ресурсов предполагает проведение исследовательской работы. <…> Прежде всего, нужно подтвердить реальность этих ресурсов. Дело в том, что Франция располагает практически непревзойденной экспертизой в этой области. Главным игроком здесь является BRGM (французское Бюро геологических и горных исследований), а также межведомственный делегат по вопросам полезных ископаемых <…>. Осенью он приедет сюда вместе с командами BRGM для совместной работы с гренландскими властями и составления картографии, которая станет первым шагом, я бы сказал, к устойчивой разработке гренландских ресурсов с уважением к интересам самой Гренландии».
Министр пообещал французскую помощь в развитии гренландского туризма и культуры: «Например, через выставку «Mapping Nunaat», посвященную картографии инуитов. Мы намерены восстановить хижину Поль-Эмиля Виктора — отправную точку французских полярных экспедиций — и развивать киноиндустрию Гренландии».
Барро также отметил важную дипломатическую инициативу Парижа: «Мы ускоряем открытие генерального консульства Франции в Нууке, что сделает Францию первой страной ЕС, открывшей здесь консульство». И добавил: «Сегодня мы с (гренландским) премьер-министром (Йенсом-Фредериком Нильсеном) и министром иностранных дел решили создать совместный партнерский комитет, чтобы продвигать проекты во всех сферах — экономике, науке, культуре…»

Сказал несколько слов и о роли Евросоюза: в июне «было продлено соглашение о рыболовстве в тот момент, когда готовился новый европейский бюджет на ближайшие семь лет», «важно, чтобы такая европейская территория, как Гренландия, могла удовлетворить свои ожидания в этом и других ключевых секторах своего развития: туризм, полезные ископаемые, возобновляемые источники энергии…».
Будет ли «американское вторжение»?
Отвечая сейчас на вопросы о том, какую помощь Франция и Европа могут оказать Гренландии перед лицом американской угрозы, французский министр был чуть более сдержан, чем в январе. Тогда на вопрос, может ли быть отправлен в Гренландию военный контингент из ЕС*, Барро ответил: «Почему бы и нет, поскольку перед нами поставлен вопрос безопасности», добавив, что «мы начали обсуждать это с Данией».
На вопрос, собираются ли американцы вторгнуться в Гренландию, Барро тогда отвечал: «Этого не произойдет… Ни у кого нет интереса вступать в конфликт с Европейским союзом». Но подчеркнул на всякий случай: «Если Дания обратится за солидарностью к государствам Европейского союза, Франция будет готова ответить на призыв», «на этой стадии у Дании нет такого пожелания».
В скандальном материале датского телевидения утверждается: «Американец, который в начале года посещал Нуук и составлял списки гренландцев, по словам источника, продолжает работать над тем, чтобы включить Гренландию в состав США».
Другой источник сообщил, что летом американская активность в Гренландии несколько снизилась, но это «не обязательно хорошая новость»: «Возможно, то, что мы сейчас видим, — это затишье перед бурей.
А меньшее число активностей в Гренландии может означать, что к делу подключились профессиональные структуры, которые умеют действовать скрытно».
Источник сослался на майскую публикацию The Wall Street Journal, когда газета написала, что «США умножают свои усилия по сбору разведывательной информации о Гренландии, вовлекая американский шпионский аппарат в кампанию президента Трампа по установлению контроля над островом». «Несколько высокопоставленных чиновников под руководством директора Национальной разведки Тулси Габбард на прошлой неделе разослали руководителям разведывательных агентств «сообщение о приоритетном сборе информации», уточнила газета. «Распоряжение по Гренландии, разосланное, в частности, ЦРУ, разведывательному управлению Министерства обороны и Агентству национальной безопасности, подчеркивает очевидную приверженность администрации стремлению установить контроль над самоуправляемым островом».
«Это разоблачение усилило обеспокоенность датских властей по поводу американской угрозы гренландской демократии», говорится в материале DR.
При этом телеканал подчеркивает: американские попытки воздействия «поставили (правительство Дании) в сложную внешнеполитическую дилемму, где каждое решение тщательно взвешивается». Суть дилеммы вот в чем:
-
с одной стороны, Дания хочет, чтобы гренландцы знали: американские акторы тайно пытаются влиять на будущее гренландского общества;
-
с другой стороны, Дания крайне не хочет вмешиваться во внутренние дела Гренландии;
-
с третьей стороны, источники DR подчеркивают, что пока деятельность «людей Трампа» юридически находится в «серой зоне», поскольку особый статус Гренландии усложняет ситуацию (гренландцы вправе работать с американцами, а «США вправе инвестировать и укреплять связи с Гренландией», — сказал один из источников).
Но если сведения The Wall Street Journal подтвердятся, и американские действия в Гренландии исходят от спецслужб, тогда США перейдут красную черту, продолжил тот же источник: «Никому не позволено шпионить — даже американцам».
Остается узнать, смогла ли уже разведка Дании — не исключено, что и при поддержке европейских коллег, — вычислить среди «трех людей Трампа» реальных «шпионов». И будут ли считаться таковыми только те, кого поймают с удостоверениями ЦРУ или АНБ.
Очевидно, что пока Дания — для которой до прихода Трампа Соединенные Штаты были во всех смыслах куда более приоритетным союзником, чем Франция, — пытается до последнего уговорить Вашингтон по-доброму. Параллельно страхуя себя и свой остров усилением поддержки со стороны Европы.
А Франция действует согласно тенденции, введенной в моду самим же Трампом: хочешь защиты или помощи — предложи более сильной стране свои минеральные ресурсы.