Итоги саммита в Париже: Макрон заявил, что 26 стран готовы к развертыванию «сил уверенности» в Украине, а Трамп призвал европейцев «надавить на Китай»

В Париже завершился очередной раунд переговоров лидеров 35 стран «коалиции желающих» (плюс президент Зеленский, руководство ЕС и НАТО), в котором «частично» участвовал спецпредставитель президента США Стив Уиткофф.
После переговоров лидеры связались с Дональдом Трампом. Но, судя по комментариям, не получили от него никаких четких гарантий как относительно введения «вторичных санкций» против тех, кто покупает сырье у России, так и относительно конкретного участия американцев в подстраховке миротворцев «сил уверенности», которые, по замыслу лидеров коалиции, должны быть развернуты на территории Украины «в первый день» после перемирия.
То есть, две главные цели сегодняшнего саммита достигнуты не были. Или, — если поверить, что Трамп выполнит очередные свои «обещания», — были достигнуты лишь частично.
Потому что хозяин мероприятия президент Франции Макрон заявил, что американская сторона дала гарантии как своего участия в обеспечении безопасности «сил уверенности», так и «скоординированного» (с европейцами) введения санкций. «Ближайшие дни позволят завершить эту работу — как по санкциям, так и по поддержке США», — заверил французский лидер.
Сегодняшний саммит (которому предшествовала встреча Макрона и Зеленского накануне вечером) проходил в два этапа. Сначала — с утра до обеда — два с половиной часа шли переговоры представителей стран «коалиции желающих»* (она же — «коалиция добровольцев»), затем перерыв, потом — полуторачасовые дистанционные переговоры с Трампом, потом совместная пресс-конференция Макрона и Зеленского.
Во время обеденного перерыва, как сообщили «Новой» источники в украинской делегации, прошли (во дворце Мариньи напротив Елисейского) примерно получасовые переговоры Владимира Зеленского и Стива Уиткоффа.
Продолжение этих переговоров было запланировано после пресс-конференции лидеров Франции и Украины. «Второй раунд» беседы Зеленский-Уиткофф, как и планировалось, был проведен, подтвердил источник в Елисейском дворце позднее. Кроме того, наш источник сообщил, что участие Уиткоффа в первом мероприятии (переговорах представителей коалиции) было очень коротким — примерно полчаса. «Уиткофф выступил перед всеми главами государств и правительств, присутствовавших на заседании. Он был вынужден покинуть встречу, как и планировалось, в связи с другим обязательством», — заявил источник, заверив, что спецпредставитель Трампа вернется в Елисейский, чтобы участвовать в переговорах с Трампом. Уиткофф в этом смысле не обманул ожиданий.

На итоговой пресс-конференции Макрон первым делом подчеркнул то, чего действительно удалось добиться в полной мере: «Наша цель (была) проста. Во-первых, подчеркнуть, как я уже говорил в Белом доме 18 августа (где Трамп принял европейских лидеров и президента Украины «по следам» своей встречи с Путиным на Аляске — Прим. ред.), что лагерь мира находится в Вашингтоне, в Киеве и во всех европейских столицах, а также среди всех союзников этой «коалиции добровольцев». Сегодня нас 35 за этим столом — это те, кто отреагировал на *** России, и те, кто сегодня хочет справедливого и прочного мира».
Затем французский президент подчеркнул «ответственность России» за эскалацию конфликта и назвал цифры российских потерь (которые мы не можем приводить по соображениям российского законодательства и по тем же причинам не можем проверить — Прим. ред.).
Напомнил о давней готовности Украины к мирным переговорам: «Украина не выбирала ***. Она также приняла предложение президента Трампа о безусловном прекращении огня еще 11 марта в Эр-Рияде». «С тех пор Россия только и делала, что множила видимость, ложную открытость, маневры затягивания времени, пытаясь выиграть паузу, цепляясь за одни и те же заезженные формулировки», — оценил происходящее глава Елисейского дворца.
Макрон раскритиковал российские условия для переговоров, которые назвал «незаконными, аморальными и невозможными».
Затем французский лидер еще раз назвал «два ключевых элемента» гарантий безопасности для Украины.
Первый касается максимального усиления ВСУ («Мы готовы предоставить средства для восстановления украинской армии, чтобы она могла не только сопротивляться новым атакам, но и удерживать Россию (…). Это первый и самый важный столп гарантий безопасности»).
Второй элемент — развертывание «сил уверенности»: «Сегодня 26 стран официально обязались, и еще несколько стран рассматривают свою позицию, но
26 стран обязались развернуть «силы уверенности» (т.е. миротворцев — Прим. ред.) в Украине». Пояснил: «То есть, присутствовать на земле, на море или в воздухе, чтобы обеспечить уверенность Украине в день после прекращения огня или мира».
Макрон пояснил задачи этих сил: «Эти силы не предназначены для ведения войны против России, но они должны гарантировать мир и подавать четкий стратегический сигнал. Они будут развернуты в рамках прекращения огня, не на линии фронта, а в географических зонах, которые сейчас определяются, но их цель — предотвратить любую новую крупную ***».
Он напомнил, что в «прошлом году», когда он впервые заговорил (в феврале 2024 г.) «в этом же зале» о возможности отправки западных военных в Украину, его не поддержал почти никто — «атмосфера была довольно негативной», «за» были «только Франция и Литва», — а сегодня есть целых 26 стран, и это большой успех.
Позднее он уточнил, что 26 стран взяли на себя «конкретные обязательства» по участию в «силах уверенности», при этом всего в коалиции остаются 35 стран.

Президент Франции рассказал и о координации с Вашингтоном, заверив: «В ближайшие дни мы завершим поддержку США в отношении этих гарантий безопасности», «чтобы уточнить, какую поддержку они готовы предоставить — от мониторинга прекращения огня до всех этих линий обеспечения безопасности»;
«Далее мы будем формализовывать политические тексты, то есть готовить долговременное мирное соглашение и, вероятно, многостороннее соглашение или серию двусторонних соглашений о поддержке».
Наконец, он предупредил о новых санкциях в случае отказа России от переговоров.
Тут необходимо отметить, что такое же обещание «принять совместные санкции» против Москвы в случае отказа от 30-дневного прекращения огня в «ближайшие десять дней» Трамп давал европейцам 10 мая — когда они (Макрон, Стармер, канцлер Германии Мерц и премьер Польши Туск) вместе с президентом Зеленским вышли на связь с Белым домом из Киева. С тех пор прошло четыре месяца, в течение которых и сам Трамп публично выдвигал несколько ультиматумов в адрес Кремля. Ультиматумы завершились встречей Трампа с Путиным на Аляске 15 августа.
Накануне нынешних парижских переговоров Трамп снова заявил, что он «очень недоволен» Путиным, и в очередной раз предупредил, что «что-то произойдет», если вопрос мирных переговоров не сдвинется с мертвой точки.
Тем не менее, сегодня во время переговоров с лидерами «коалиции добровольцев» Трамп снова стал играть в игру по уходу от прямых ответов на их вопросы.
Такой вывод можно сделать из того, что он (как сообщил перед пресс-конференцией Макрона и Зеленского источник агентства Reuters в Белом доме), заявил, что Европа должна «прекратить закупки российской нефти», от которых Россия получила «1,1 миллиарда евро за год». И призвал европейских лидеров «оказать экономическое давление на Китай, который поддерживает военные усилия России».
При том, что ранее сам угрожал ввести вторичные санкции против Пекина наряду с санкциями против Индии. Ввел лишь против Индии.
Интересно также, что двумя европейскими странами, покупающими российскую нефть, являются Венгрия Виктора Орбана и Словакия Роберта Фицо — двух союзников Кремля внутри Евросоюза, которые действуют вопреки воле ЕС и подавляющего числа его стран. Более того, оба они скорее выслушали бы требования, исходящие от хозяина Белого дома Трампа, чем от какого-бы то ни было европейского лидера.
Макрон, к слову, прозрачно намекнул на это в ходе пресс-конференции: «По поводу выбора двух стран-членов ЕС, которые продолжают покупать российскую нефть. Я считаю это хорошим моментом, потому что
иногда эти страны оправдывались своей близостью к новой американской администрации. Поэтому американо-европейская согласованность будет только более эффективной, чтобы прекратить эти практики».
«Следующие шаги просты, — заверил Макрон, — Будут новые контакты между американцами и россиянами, и у нас всех есть четкая воля — чтобы встречи, на которые россияне согласились несколько недель назад, стали реальностью: двусторонний саммит между двумя президентами (Путиным и Зеленским — Прим. Ю.С.) и трехсторонний (+Трамп), а также четырехсторонний (+ союзники Украины, в первую очередь европейские — Прим. Ю.С.) саммит, к которому мы стремимся».
«Если Россия продолжит отказываться от конкретных мирных переговоров — а это единственный вывод, который можно сделать из их выбора и повторяющихся опций с марта — то мы примем дополнительные санкции вместе с Соединенными Штатами Америки и дадим четкий ответ на этот отказ двигаться вперед. Это также то, что президент Трамп только что выразил во время этого разговора», — сказал французский лидер.
Уточнил: «Мы договорились о совместной работе по санкциям первичным, то есть непосредственно против российской экономики, и вторичным, то есть против стран, которые поддерживают эту экономику или помогают обходить санкции, чтобы меры были эффективны».
Отметил, без подробнотей: «И в этом контексте был упомянут Китай».
«Вы поняли: ближайшие дни позволят завершить эту работу — как по санкциям, так и по поддержке США. Но они также должны усилить давление на Россию, чтобы она наконец села за стол переговоров и начала эти мирные переговоры», — резюмировал Макрон.
Президент Украины, в свою очередь, сообщил:
«Американские партнеры нам передали, что Путин пригласил меня в Москву. Я считаю, что если хочешь, чтобы встречи не было, нужно пригласить меня в Москву».
При этом отметил: «Я думаю, что то, что Россия начала говорить о встрече, — это уже неплохо. Но пока мы не видим у них желания закончить ***. А взрослые лидеры со встречи такого уровня должны выходить с каким-то результатом (…)».
Заверил, что «коалиция желающих» работает очень активно — военные, политики, советники, «есть весомые наработки» и «по сути, мы понимаем, какой должна быть основа для реальных гарантий безопасности, базовая структура уже есть».
Подтвердил вслед за Макроном: мы договорились о присутствии войск партнеров в Украине после перемирия и понимаем их примерное количество.
«Пока я не готов называть количество, хотя, если честно, мы уже делимся этой информацией между собой и примерно представляем, сколько стран уже согласились. И присутствие, как я сказал, будет разным: и в небе, и на море, и на земле», — сказал Зеленский.
И в этой связи подчеркнул, подтверждая, что из Вашингтона по-прежнему нет четкого «да»: «Мы рассчитываем на американский backstop («сеть безопасности»)», которая бы подстраховывала миротворцев.
Украинский президент добавил, что «среди гарантий безопасности, которые мы видим, — членство в Европейском Союзе: «Для нас это обязательные гарантии безопасности: и политические, и экономические, и геополитические. Поэтому в нашем подходе к гарантиям безопасности это важный пункт, который вынесен в отдельный раздел».

Зеленский (как и Макрон) подтвердил, что «президент Трамп очень недоволен тем, что российская нефть покупается Европой». Уточнил: «есть две страны — мы знаем, что это Венгрия и Словакия».
Макрон в ответах на вопросы журналистов также сообщил, что детали организации миротворческих «сил уверенности» не будут обнародованы, чтобы не «раскрываться» перед Россией: «Это наша линия обороны, и линия Украины».
На вопрос о возможном участии Германии, Польши и Италии, которые «не готовы» (канцлер Германии, впрочем, не говорит ни четкого «да» ни ясного «нет» — Прим. Ю.С.) направлять солдат в Украину для обеспечения мира после прекращения огня, Эмманюэль Макрон заявил, что «эти три страны входят в число двадцати шести участников, каждая [имеет] свою форму участия». Некоторые «развернут войска на месте» в Украине, другие «останутся в рамках стран-членов НАТО, предоставляющих свои базы». «В день, когда конфликт завершится, гарантии безопасности вступят в силу», — в очередной раз заверил президент Франции.
И заявил, что
гарантии «прежде всего направлены на то, чтобы в ходе переговоров не было никаких ограничений по формату или возможностям украинской армии»: «Это то, что мы защищаем и будем защищать до конца».
Ранее Москва неоднократно заявляла, комментируя возможное присутствие западных миротворцев в Украине, что не примет «иностранного вмешательства ни в какой форме».
«Почему нас должно волновать, что думает Россия по поводу войск в Украине? (…) Это не им решать», — заявил сегодня один из участников саммита «коалиции желающих» генсек НАТО Марк Рютте.
