Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Вечный зов

Дума приняла закон о круглогодичном призыве, и начинает работать электронный реестр воинского учета. Чего ждать

Фото: Михаил Синицын / ТАСС

Осенний призыв — вот он, уже начинается. И с каждым годом система государственного контроля над военнообязанными все усовершенствуется: электронный реестр воинского учета, электронные повестки, продление решения о призыве на год…

Проблемы начались в сентябре — когда призывная кампания еще официально не началась. Так, московским студентам стали отказывать в выдаче справок для военкомата, ссылаясь на то, что все данные сразу передаются в электронный реестр, сообщила на прошлой неделе «Осторожно, Москва».

«Эти отказы приобретают массовый характер. Почему-то военно-учетные столы учебных заведений решили, что реестр уже работает. Видимо, чтобы не тратить свое время, решили всем отвечать, что отправляют все электронно. В законе же сказано, что эту справку нужно приносить для подтверждения статуса каждый год. Университеты таким образом толкают призывников на нарушение закона. Любому призывнику могут предъявить, что он не принес справку, и назначить штраф. В случае отказа студентам следует требовать справку от университета», — рассказал изданию юрист Андрей Породзинский

Но если верить словам главного комиссара города Москвы, то приходить в военкомат для отсрочки действительно не требуется:

«Явка в военные комиссариаты города Москвы, а также в Единый центр призыва города Москвы осуществляется исключительно по повесткам военного комиссариата. Самостоятельной явки в целях предоставления справок об обучении для подтверждения права на отсрочку от призыва на военную службу не требуется», — говорится в обращении руководителям образовательных организаций, которое публикует правозащитный проект «Школа призывника»*

Получается, студентам бакалавриата и магистратуры (во всяком случае, в Москве) приходить в военкомат со справкой из вуза не нужно — военно-учетный стол университета сам отправляет данные об отсрочке. Однако насколько отлажен этот механизм и работает ли он без сбоев — до конца неизвестно. Может ли быть такое, что из-за несовершенства только введенного в эксплуатацию реестра часть данных не дойдет в военкомат, и в осенний призыв повестки будут рассылать студентам-очникам — остается только предполагать.

Запуск реестра воинского учета откладывали несколько месяцев. Официально он заработал в мае этого года, однако, как отмечают юристы, полноценно он не функционирует до сих пор.

В июле-августе многим россиянам на госуслуги пришло уведомление, что они внесены в реестр.

Летом в соцсетях и телеграм-каналах правозащитников появились сообщения, что в реестре отображены не все данные — например, в июле юрист Артем Клыга* сообщил, что в ЯНАО уведомление пришло запаснику, освобожденному от призыва по категории годности «В».

«Он уточнил, что в реестре ВУ доступна выписка, куда внесены не все данные. При этом в поле «наличие отсрочки / освобождения от военной службы» стоит значение «нет».

Однако в целом пока (то есть до начала активной фазы осеннего призыва) поводов для беспокойства нет, пишут юристы правозащитной организации «Призыв к совести»:

«Уведомление — не больше, чем просто информация. Сведения о вас есть в Реестре. Когда он заработает, вам смогут направить электронную повестку и принять ограничительные меры, если вы не явитесь. Что за сведения — можно узнать, запросив выписку. А реагировать на уведомление не обязательно».

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Об осеннем призыве и работе электронных реестров рассказал Тимофей Васькин, руководитель юридического отдела «Школы призывника»:

— Если говорить тезисно, какие нововведения в сфере воинского учета и призыва появились за последний год?

— Главных изменений два. Первое — изменение Расписания болезней. Это документ, по которому врачи в военкомате сравнивают диагнозы призывников и соответствующие им категории годности к службе. Его достаточно существенно изменили в пользу того, чтобы было больше годных к службе призывников. Второе изменение — решение о призыве в армию теперь действует год.

— Как они сказываются именно на студентах?

— Студенты, которые когда-то решили отдать предпочтение отсрочке по учебе, а не борьбе за освобождение по здоровью, могли утратить возможность получить военный билет, потому что поменяли расписание болезней. Например, многие могли претендовать на категорию «В» по гипертонической болезни I стадии. Теперь нет.

— Раньше для получения отсрочки по обучению необходимо было прийти в военкомат со справкой. Как получение отсрочки работает в этом году, с введением электронного реестра?

— По факту электронный реестр работает все еще в очень ограниченном режиме. Поэтому, скорее всего, ситуация для студентов в этом году никак не изменится и документооборот будет проходить по старинке. А может быть, уже 1 октября объявят, что реестр готов полностью и реально всем начнут давать отсрочки заочно. К сожалению, мне кажется это все еще маловероятным. Однако во многих вузах студентам уже давно говорят: справку не дадим, будем отправлять в военкоматы сами. Но неужели мы готовы доверять свою свободу и жизнь бюрократии, действия которой мы не можем контролировать? Я бы не доверял: лучше продолжать добиваться выдачи справки в военно-учетном столе вуза. Все под регистрацию, а потом получаем решение по отсрочке и штамп в приписное и живем спокойно. И не важно: будет электронный реестр или не будет.

Однако важно уточнить, что в Москве ситуация другая. В рамках правительственного эксперимента (звучит страшно, но так и есть) Москва развернула свою систему воинского учета. Она должна была бы стать частью федеральной системы, но, видимо, они не торопятся. Тем не менее отсрочки в электронной форме в Москве предоставляют уже с прошлого года. Но все-таки Москва — очень цифровизованный регион.

Давно все данные о столичных студентах сливаются в одну базу данных. Военкомат Москвы при этом прямо попросил вузы не выдавать студентам справки об обучении. Выдают их теперь только при предъявлении повестки.

В прошлом году система работала сносно, в этом может быть лучше. Все равно лучше держать руку на пульсе и следить: на Мос.ру придет решение об отсрочке. Если этого не произойдет в первые две недели октября — лучше начинать действовать лично, требовать справку и подавать заявление на отсрочку в ЕПП.

Фото: Михаил Синицын / ТАСС

— Насколько сейчас налажена работа реестра учета и реестра повесток?

— Пока работает в очень ограниченном режиме. Мы видим, что единицы получают такие повестки. Кто-то даже сталкивается с ограничениями. Но не похоже, что реестр работает в полноценном режиме.

— Какие в данном случае могут быть подводные камни с отсрочками?

— Самое главное, не пускать все на самотек. Чиновники государства, ведущего боевые действия, которые отвечают за пополнение армии, заинтересованы только в одном. И это не соблюдение ваших прав на освобождение от службы. Вы защищены тогда, когда у вас есть копия решения призывной комиссии о предоставлении отсрочки и штамп в приписном об этом же. И читайте все, что вам дают подписывать. Нередко к нам обращаются призывники, которые зачем-то подписывают в военкомате отказ от отсрочки.

— Правильно ли я понимаю, что с каждым годом легально добиваться отсрочки все сложнее?

— Да, после февраля 2022 года власти заметили, что самая плохо работающая часть государства — это военные комиссариаты. Они ужасно оснащены, недоукомплектованы, недофинансированы, базы данных устаревшие, система оповещения устаревшая, законы не соответствуют времени и так далее. Все проблемы начали решать стахановскими темпами (с присущим стахановцам качеством) и, конечно, многие лазейки в законах начали закрывать, а что-то просто ужесточать.

— Как вам кажется, каким будет осенний призыв-2025?

— Будет много интересного. Военкомат Москвы наверняка будет в очередной раз обкатывать какую-то инициативу, чтобы в следующем году она преобразовалась в закон, а регионы будут осваивать правило про годичное действие решения о призыве и электронные реестры. Думаю, будет, как всегда: кто в лес, кто по дрова. Русское поле экспериментов. Последствия ошибок, конечно, будут переложены на призывников. Однако важно помнить: что бы вам ни казалось со слов окружающих и после прочтения новостей в интернете — защищать свои права все еще можно при грамотном подходе. Прокуратуры работают, суды работают. И в целом мы не можем сказать, что суды подыгрывают военкоматам. Поэтому нужно проявлять активную позицию в борьбе за свои права, и тогда все будет нормально. Впрочем, это далеко не всегда касается Москвы: военная прокуратура там фактически не работает, суды в любой непонятной ситуации выносят решение в пользу военкомата.

В среду, 24 сентября, Госдума в первом чтении приняла закон о круглогодичном призыве. Работать призывные комиссии теперь будут целый год, спокойными останутся лишь даты отправки в войска — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Игнат Самойлов

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».