Дата
Автор
Андрей Колесников*
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кокошником по европам

Как Кремль перестал бояться и полюбил беспорядок: итоги Валдайского форума

XXII Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи. Фото: Сергей Булкин / ТАСС

(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

*Еще девиц не видно в баре…*Осип Мандельштам, «Американ бар», 1913

Не случайно президент РФ обратил внимание на сохранение российских духовно-нравственных ценностей и противодействие чуждым влияниям методом ношения русскими девушками кокошников в публичных местах, а именно в барах: «Мне недавно говорили, что у нас возрождается такая русская традиция: девочки, молодые девушки на свои мероприятия, когда где-то отдыхают, в бары и так далее приходят в кокошниках, в русских нарядах. Вы знаете, это не шутка — меня это очень радует. Почему? Потому что это значит, что, несмотря на все попытки разложить наше российское общество изнутри, наши противники не добиваются никакого результата, а, наоборот, эффект, обратный ожидаемому, получают».

Это (увы, абсолютно мифологическое) событие соответствует и русскому национальному стилю, который, правда, не унаследован от предыдущих поколений, а вырабатывается заново, как, впрочем, и сама история России (см. учебники Мединского и Торкунова): не покладая рук, работает коллегия Совета по новому (!) российскому стилю под руководством Ямпольской Е.А. Например, разрабатываются национальная цветовая поллитр…, тьфу, палитра, национальное семейство (!) шрифтов, оформление «мест гражданской идентичности» (бар с кокошниками?), ну и так далее.

Пушкин в помощь

Национальный стиль присутствовал и на пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» — в виде загадочного, несколько потертого томика, который Путин принес на выступление. Логично было бы предположить, что это что-нибудь вроде Ивана Ильина или, на худой конец, «Дневник писателя» Достоевского. Оказалось — наше «ядерное» оружие, Пушкин А.С. За все в ответе…

Но не «ярмо с гремушками да бич» зачитывалось, не «владыки, вам венец и трон дает закон, а не природа» — как и ранний Маркс у советской власти, так и ранний Пушкин у власти нынешней не в чести. «Бородинская годовщина» — имперское по духу стихотворение неюного Пушкина, 1931 года. Там часто упоминается Варшава, как раз в духе времени и кремлевских ток-шоу по телевизору, источнику ненависти.

Ну это еще ладно — спасибо, что не «На независимость Украины» Иосифа Бродского зачитано, там все жестче…

Правда, в ход пошел и Владимир Высоцкий, тоже, ввиду того что он не может ответить, использованный в качестве доказательства «нашей» правоты.

Недавно Ильфа и Петрова цитировал Сергей Лавров, тоже не вполне к месту. Ну а уж юристы, регулирующие издание наследия Бориса Пастернака, запретили использовать его стихи для антологии русской поэзии, составляемой Александром Архангельским, находящимся в статусе «иноагента», — большего исторического оксюморона и злой иронии русской истории и придумать нельзя.

Вот уж кто точно «Пастернака не читал», так это люди, решающие судьбу его цитат.

Трудно сказать, как справились переводчики с поэтическим текстом, но пушкинская лирическая пауза завершилась аплодисментами аудитории. Президент уточнил: «Понимаете, сам факт наличия России многим не нравится, и все хотят как-то принять участие в этом историческом событии — нанесении нам «стратегического поражения» и на этом поживиться: там откусить, здесь откусить… Хочется сделать такой выразительный жест, но здесь [в зале] дам очень много… Этого не будет».

Пожалуй, ввиду того что никто не хотел откусывать, действительно ничего не будет.

Но стратегическое поражение на годы вперед, как в репутационной, так и в экономической сфере, Россия уже нанесла себе сама… И тем не менее Польше все-таки досталось

за предвоенные годы, притом что сама трактовка исторических событий несколько специфична, так, пожалуй, мог рассуждать товарищ Сталин в 1939-м: «Ведь Германия предлагала им (Польше.А. К.) мирно решить вопрос по Данцигу и по Данцигскому коридору — польское руководство того времени категорически отказалось и, в конце концов, пало первой жертвой нацистской агрессии». Без комментариев.

Закат Запада вручную

Вспоминая о положительной реакции аудитории «Валдая» после чтения стихотворения Пушкина, нельзя не упомянуть о других аплодисментах — учителей, присутствовавших на недавней встрече «классных руководителей» с крупным организатором науки Михаилом Ковальчуком (а также Владимиром Мединским и министром культуры Ольгой Любимовой). Это все связанные вещи, поскольку везде речь идет о несостоятельности Запада. (Кстати, он, этот самый Запад, на тематической панели «Валдая» был назван «непропорционально влиятельным меньшинством». Если мерить географическими размерами и количественными показателями населения, то да. Но цивилизационное влияние не измеряется этими индикаторами, о чем должны быть наслышаны те, кто называет Россию, которую столетиями почему-то надо все время спасать, «государством-цивилизацией».)

Владимир Путин и директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов во время пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай». Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Так вот, Ковальчук под аплодисменты аудитории сообщил, что на Западе стремятся заменить людей роботами, а для этого сначала придумали идеологию ЛГБТ**, а затем чайлдфри.

У «классных руководителей» практически нет шансов попасть на этот самый Запад и с удивлением узнать, что там все нормально с нуклеарными семьями и рождением детей, но все-таки даже не сильно информированный о демографии человек что-то слышал о беспрецедентном падении рождаемости в России и специфической структуре ее смертности.

И проблемы, которые приписываются Западу — о них очень много говорил Путин на пленарном заседании «Валдая», — свойственны скорее сегодняшней России: «Посмотрите, что происходит на улицах европейских городов, что творится с экономикой, промышленностью, с европейской культурой и идентичностью, с огромными долгами и нарастающим кризисом систем социального обеспечения, вышедшей из-под контроля миграцией, ростом насилия, в том числе политического, радикализацией левацких, ультралиберальных, расистских маргинальных обществ».

Словом, Запад закатывается. Со времен Освальда Шпенглера. И никак не закатится.

Кинотеатр повторного фильма

Валдайские речи Путина, если их издать отдельной книгой, — это театр одного актера в кинотеатре повторного фильма. Набор мифологем сложился раз и навсегда, и усталость от «полицентричного» и «многополярного» мира могут не испытывать лишь неофиты-«политологи» от «мирового большинства» и те российские эксперты, которые профессионально зарабатывают на теме.

Кстати, трудно называть нынешний доклад самого клуба «Доктор Хаос, или Как перестать бояться и полюбить беспорядок» научным в собственном смысле слова, но в нем есть немало вполне здравых констатаций. Он даже не хоронит до победного конца «старый» мировой порядок, хотя бы потому, что новый еще не отрисовался и для этого недостаточно фотосессий в Анкоридже и Пекине. Некоторые пассажи доклада выглядят и вовсе почти диссидентски: «Сама по себе полицентричность — не порядок, а просто менее линейная и намного более вариативная среда. Сложность ситуации иногда стараются компенсировать упрощением подходов. Так, общей тенденцией становится обращение к военному решению внешнеполитических задач.

Право сильного если не торжествует повсеместно, то напоминает о себе в наиболее «горячих» регионах планеты». Это вот они о ком?!

Пленарная сессия XХII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». Бывшая помощница президента США Джо Байдена Тара Рид (слева) после пленарной сессии. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Но вот такие констатации, особенно в декорациях самой речи Путина, которая не оставляла сомнений в том, что спецоперация будет продолжаться, казались чересчур оптимистичными: «В целом международная среда эпохи постглобализации поглощает и амортизирует действия держав, которые прежде воспламенили бы большой конфликт. Этому способствует коммуникационная связанность, технологическая гонка, всеобщая перекрестная задолженность, наконец, запрос обществ на улучшение условий жизни, а не на героические деяния».

Это лично мне напомнило растерянное состояние прокремлевского политологического сообщества в 2022 году, когда некоторые коллеги из этих, в сущности, глубоко циничных кругов прогнозировали окончание СВО к осени того же года, поскольку продолжение «иррационально».

Словом, доклад, вопреки своей базовой цели, то есть попытке объяснить внешнюю политику Кремля кардинальным изменением миропорядка, оказался гимном «старому» мировому порядку с натужными объяснениями, почему хаотическая «полицентричность» более безопасна, чем былой достаточно ответственный баланс сил или торжество общечеловеческих ценностей.

«Полицентричность», бесконечные похороны Европы с одновременными рассказами о величии, мощи и экономическом процветании России на фоне почти двузначной хронической инфляции и спаде сразу в нескольких отраслях — это какая-то дурная концентрическая бесконечность. В которой каждый новый круг приносит все более абсурдные объяснения действительности. А боевые действия продолжаются, АЭС — на грани катастрофы, деньги налогоплательщиков уходят на военные цели, раковина «Россия» закрывается — изнутри, но и снаружи. С той самой европейской стороны.

Кремль действительно «перестал бояться и полюбил беспорядок», хаос же оказался не естественным, а вполне рукотворным. Ибо, как заметил глава российского государства, «против лома нет приема, окромя другого лома» (о, бедные синхронисты!). В результате мир стал менее безопасным, благополучным и справедливым со всей его тщательно пестуемой многополярностью. А Россия всех сильнее, потому что девушки в барах сидят в кокошниках. Ну и слава богу. Вот и весь «Валдай»…

Кстати, Путин снова обратил внимание на то, что СССР/Россию дважды не приняли в НАТО. Может быть, уже принять Россию в Североатлантический альянс прямо сейчас, по упрощенному треку — хотя бы ради того, чтобы эти разговоры остановились…

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

** «Движение» признано экстремистским и запрещено в России.